Инвесторам не понравились финансовые показатели «Яндекса»

Несмотря на то что они оказались выше ожиданий аналитиков
«Яндекс» увеличил расходы на зарплаты сотрудникам и аренду офиса
«Яндекс» увеличил расходы на зарплаты сотрудникам и аренду офиса / Д. Абрамов / Ведомости

Выручка «Яндекса» во II квартале 2015 г. составила 13,9 млрд руб., что на 14% выше, чем в тот же период 2014 г., сообщила вчера компания.

Выручка оказалась немного выше прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они ожидали ее на уровне 13,5 млрд руб. Сам «Яндекс» в прошлом квартале тоже не испытывал оптимизма и прогнозировал рост выручки во II квартале на 9–12%.

Правда, по сравнению с прошлым годом темпы роста выручки «Яндекса» снизились более чем вдвое: во II квартале 2014 г. этот показатель увеличился на 32%.

«В непростых экономических условиях консолидированная выручка «Яндекса» выросла на 14% – это говорит о том, что контекстная реклама продолжает быть эффективным маркетинговым инструментом для компаний любого масштаба», – цитируются в сообщении «Яндекса» слова его основателя Аркадия Воложа. Количество рекламодателей «Яндекса» выросло во II квартале на 9% по сравнению с I кварталом этого года и на 17% по сравнению со II кварталом 2014 г.

Волож также пообещал, что в III квартале «Яндекс» запустит новую аукционную модель продажи рекламы, которая повысит эффективность рекламных объявлений и будет способствовать росту рынка интернет-рекламы (см. врез).

Продаст по-новому

«Яндекс» вводит новые правила продажи контекстной рекламы в результатах поиска: компания запускает новую модель аукциона и новые правила ранжирования объявлений. «Яндекс» надеется, что это поможет им привлекать больше трафика по более низкой цене за один клик, а сам поисковик в результате получит рост числа платных кликов. Новая система заработает в конце августа.

Однако чистая прибыль «Яндекса» падает второй квартал подряд: в I квартале она снизилась на 21%, а во II квартале – на 85% (до 0,4 млрд руб.) по сравнению с тем же периодом 2014 г.

Падение чистой прибыли связано прежде всего с изменением курса валют, объясняет представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. «Яндекс» получает выручку в рублях, а по правилам GAAP изменения в рублевой стоимости активов и обязательств, номинированных в других валютах, отражаются в отчете о прибылях и убытках, рассказывает она.

Правда, скорректированная чистая прибыль компании, не учитывающая эти правила, в апреле – июне 2015 г. тоже упала – на 16%. По словам Мелкумовой, это произошло из-за роста расходов компании. В частности, «Яндексу» пришлось увеличить зарплаты программистам, кроме того, выросла стоимость аренды московского офиса (она номинирована в долларах).

Почти всю выручку «Яндекс» зарабатывает на рекламе, а большую часть – на контекстной рекламе. Из-за кризиса рекламный рынок падает: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в I квартале 2015 г. он снизился на 17% до 63,5 млрд руб. (результаты II квартала еще не опубликованы). В этот период росли только продажи контекстной рекламы.

На рынке контекстной рекламы показатели «Яндекса» скорее всего примерно соответствуют общерыночным, разве что у Google рост выручки мог быть немного выше, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов. При этом в сегменте медийной рекламы динамика бюджетов «Яндекса» намного выше, чем динамика сегмента в целом. «Яндекс» развивает автоматические закупки рекламы (RTB) и активно наращивает продажи на собственных площадках, объясняет он.

Отчетность оказалась лучше наших ожиданий, в том числе по EBITDA и по выручке, но, несмотря на это, факторов, негативно влияющих на финансовые показатели «Яндекса», достаточно, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов: это и девальвация рубля, и наличие валютных расходов. С другой стороны, компания чувствует улучшение ситуации на рекламном рынке и это позитивный фактор: во время кризиса рекламный рынок падает сильнее, чем экономика в целом, продолжает Белов. А доходы «Яндекса» пока сильно зависят от рекламы в отличие от Mail.ru Group, у которой существенная доля выручки приходится на платные сервисы. Еще один негативный фактор – то, что доля поиска «Яндекса» на мобильных устройствах ниже, чем у Google: в будущем усиление конкуренции со стороны американского поисковика может оказать негативное влияние на доходы «Яндекса», заключает он.

Инвесторы негативно отреагировали на отчетность «Яндекса»: по данным на 21.00 мск, акции компании подешевели на 4,8% до $14,67 за бумагу. Аналитики UBS сочли такую реакцию неоправданной – им понравились комментарии топ-менеджеров «Яндекса» о стабилизации ситуации на рекламном рынке.