Затраты жителей России на контент в интернете растут

Этому способствуют падение курса рубля и рост цен на все виды контента
Мобильные приложения подорожали для жителей России
Мобильные приложения подорожали для жителей России / М. Стулов / Ведомости

Российские пользователи стали больше тратить на контент в интернете, говорится в исследовании OnLife компании Synovate Comcon. В первом полугодии 2015 г. средняя сумма затрат одного пользователя на разные виды контента выросла на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В среднем за три месяца 2015 г. один пользователь заплатил за игры, фильмы, софт, книги и другие виды контента около 691 руб.

Сотрудники Synovate Comcon опросили 2500 жителей России в возрасте 16–54 лет, живущих в городах с населением больше 100 000 человек. Они спрашивали, сколько их собеседники потратили денег на контент в сети за три месяца в первом полугодии этого года.

В России за контент в интернете платит только каждый третий пользователь, посчитали исследователи. Чаще всего люди платят за онлайн-игры: с января по июнь 2015 г. за эти развлечения платил каждый второй пользователь (из тех, кто вообще оплачивает контент в сети). В среднем за три месяца один опрошенный Synovate Comcon житель России потратил на игры 774 руб. В этом сегменте Synovate Comcon учитывала игры для социальных сетей и многопользовательские игры.

42% пользователей рунета платили в первом полугодии 2015 г. за приложения для смартфонов и планшетов. В этом сегменте значительную часть тоже составляют игры, уточнил представитель Synovate Comcon «Ведомостям». Более ранние исследования показывали, что игры являются самым популярным видом платного контента в сети (см. врез).

Играют все

Игры составляют 97% рынка платного цифрового контента России. Такие данные приводили в совместном отчете за 2013 г. эксперты EY, Высшей школы экономики, East-West Digital News, comScore и Tvigle. Еще 2% рынка – это фильмы и видео, 1% – покупка цифровой музыки и книг.

Несмотря на то что за игры пользователи рунета платят охотнее всего, роста платежей в этом сегменте не было. Наоборот, число платящих игроков упало, снизился спрос на виртуальные покупки, говорит руководитель игрового направления Mail.ru Group Олег Шпильчевский. Это произошло из-за того, что многие разработчики игр решили увеличить стоимость внутриигровых валют, объясняет он.

Другие виды контента менее популярны. 30% россиян в отчетный период платили за программное обеспечение, 26% – за электронные и аудиокниги, 22% – за фильмы и видеоролики. А музыка в исследовании даже не упоминается.

Самый дорогой контент в интернете – эксклюзивный, говорится в исследовании Synovate Comcon. Речь идет о платных аналитических отчетах, исследованиях узкой тематики: на это люди потратили в отчетный период 1232 руб. За программное обеспечение они заплатили 1100 руб., за электронную подписку на СМИ – 719 руб., за фильмы и видео – 526 руб.

Росту средних затрат на онлайн-контент в интернете способствует не покупательская активность пользователей, а рост цен на контент, считают опрошенные «Ведомостями» участники рынка. На стоимость интернет-контента в первую очередь влияет инфляция, полагает гендиректор книжного онлайн-магазина «Литрес» Сергей Анурьев. Кроме того, значительная часть цифрового контента продается через зарубежные платформы вроде AppStore и Google Play, в которых ценообразование привязано к доллару США. Получается, что в первом полугодии 2014 г. большинство приложений стоили для пользователя по 33 руб., а в этом году из-за падения курса рубля к доллару – уже по 59 руб., объясняет Анурьев. Стоимость контента растет и покупают его не менее охотно, чем до кризиса, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.

«Объемы продаж контента не выросли, поднялись цены в связи с корректировкой курса рубля, – согласен аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. – Но те, кто привык платить за контент, продолжают это делать». Правда, привычка платить за подписку на СМИ в России еще не сформировалась, уверен он. На деловую, профессиональную прессу обычно подписывались работники различных компаний, и эти деньги пока не перетекли в онлайн. У нас очень мало изданий, которые могут существовать преимущественно за счет платной подписки, добавляет Казарян.

На рост продаж фильмов в онлайне влияет борьба с пиратством в интернете, считает гендиректор онлайн-кинотеатра Tvzavr Сергей Лившиц. Владельцы пиратских сайтов стали чаще убирать нелицензионный контент и ставить вместо него плейеры легальных кинотеатров, объяснил он.