Оператор наружной рекламы «Авто селл» требует от метрополитена 3 млрд рублей
Это размер компенсации ущерба за простаивавшие вагоныОператор наружной рекламы «Авто селл» потребовал от государственного унитарного предприятия «Московский метрополитен» компенсацию в размере 3 млрд руб. Письмо с соответствующими претензиями «Авто селл» направила метрополитену 9 июля (копия письма есть в распоряжении «Ведомостей»). Оператор посчитал, что метрополитен с начала действия контракта с «Авто селл», т. е. с лета 2011 г., предоставлял для размещения рекламы вагоны, которые часть времени простаивали в депо и на запасных путях. Из-за этого реклама, размещенная на внутренних стенах вагонов, не всегда была доступна пассажирам. Собственный ущерб от таких действий метрополитена «Авто селл» оценила в 3 млрд руб. Как именно была оценена сумма ущерба, в письме не указано.
Места разыграны
За последние два года столичные чиновники разыграли на двух аукционах 8806 мест под рекламу, за это операторы должны перечислить Москве почти 100 млрд руб. в течение 10 лет. Это в 6 раз больше, чем город получил от операторов за предыдущие 10 лет.
Четыре года назад «Авто селл» выиграла аукцион на размещение рекламы в столичном метрополитене – как внутри вагонов, так и на станциях. Компания, у которой к тому моменту не было никакого опыта продажи рекламы, согласилась за пять лет выплатить муниципальному предприятию 14 млрд руб. Для сравнения: оператор «Олимп», прежний рекламный партнер метрополитена, в 2010 г. заплатил ему гораздо меньше – 730 млн руб. за год, а весь доход компании от размещения щитов и плакатов в подземке в том году составил, по собственным данным, около 2,5 млрд руб. Конкуренты «Авто селл» по аукциону указывали, что оператор не сможет окупить такой платеж.
«Авто селл» – структура холдинга «Гема» Александра Геллера, который специализируется на продаже автомобилей. Геллер и прежний руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников были хорошо знакомы: «Гема» поставляла автомобили в Госдуму в то время, когда Черников был заместителем начальника управления делами нижней палаты парламента. Черников подтвердил, что знаком с Геллером, но всегда подчеркивал, что выбор рекламного оператора для метро – «чистая экономика».
Выиграв контракт, «Авто селл» резко подняла цены на размещение в метро, рассчитывая, что рано или поздно рекламодатели смирятся с такими условиями. Но щиты на станциях и переходах продолжали пустеть, а внутри вагонов пассажиры все чаще видели рекламу самой «Гемы» и продаваемых ею автомобилей. Поэтому неизвестно, смогла «Авто селл» в последние четыре года собирать достаточные суммы для выплат метрополитену или оператора дотировала «Гема», рассуждал прежде в разговоре с «Ведомостями» гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.
В конце прошлого года «Авто селл» обратилась к руководству метрополитена с просьбой изменить график платежей в связи со «сложившейся экономической ситуацией»: оператор хотел платить предприятию не по итогам года, а каждый месяц. Метрополитен на это согласился. Но финансовые сложности оператора это, очевидно, не решило.
Недавно «Авто селл» уведомила рекламные агентства, что с 1 августа приостанавливает прием заявок на размещение в метрополитене (копия письма есть у «Ведомостей»). Гендиректор компании Гюля Коган подтвердила «Ведомостям», что компания опасается разрыва договора с метрополитеном и поэтому заранее предупреждает агентства. По ее словам, у метрополитена и оператора взаимные претензии. В чем состоят претензии метрополитена, она раскрывать не стала. Руководитель одного из конкурирующих операторов наружной рекламы знает, что «Авто селл» на данный момент должна муниципальному предприятию около 800 млн руб. Один из чиновников мэрии рассказал «Ведомостям», что метрополитен уже подал иск против «Авто селл» в Арбитражный суд Москвы за задержку выплат. Впрочем, в картотеке суда пока такого иска нет. Другой собеседник «Ведомостей» знает, что метрополитен готовил такой иск. Коган это комментировать не стала.
Представитель метрополитена не ответил на запрос «Ведомостей».