«Почта России» начала борьбу с серой почтой
Из-за неучтенных писем корпоративных клиентов она недополучает 7–8 млрд рублей в годС сегодняшнего дня «Почта России» закрывает прием писем и бандеролей от корпоративных клиентов в прижелезнодорожных почтамтах (ПЖДП) при Казанском, Ярославском и Павелецком вокзалах и переводит его в Московский автоматизированный сортировочный центр (АСЦ) в Подольске, следует из сообщения почты. АСЦ оснащен оборудованием для пересчета, франкирования отправлений, которое поможет значительно увеличить скорость приема и повысить контроль, говорится в сообщении. Кроме того, в АСЦ действует центр гибридной почты, который позволяет значительно сократить расходы на рассылку корреспонденции. Помимо Московского АСЦ, корпоративные клиенты смогут отправлять письма в других предусмотренных договорами точках приема.
До сих пор формат работы отделений для корпоративных клиентов не удовлетворял потребностям бизнеса, поэтому сейчас почта в корне меняет принцип работы с ними, говорит заместитель гендиректора «Почты России» Инесса Галактионова. Новый формат позволит не только повысить качество сервиса и ускорить доставку, но и разгрузить почтовые отделения, сократить очереди и усилить контроль над поступающей корреспонденцией, уверена она.
«Почта России» надеется, что этот шаг поможет ей в борьбе с так называемой серой почтой – неучтенной корреспонденцией, которую почта доставляет адресатам, по сути, бесплатно, знает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Известны оценки, по которым объем такой почты в России достигает 20–25% от всех писем при норме в 3–5%, знает Иванов. Близкий к «Почте России» источник оценивает поток серой почты в России в 15–20%, или 7–8 млрд руб. в год. В 2014 г. выручка предприятия составила 140,3 млрд руб., т. е. почта недополучает 5–6% доходов.
Проблема есть и почта принимает меры по противодействию серому потоку, говорит представитель «Почты России», не комментируя, ожидает ли предприятие снижения этого потока в результате перевода приема корреспонденции от корпоративных клиентов в АСЦ.
В результате внутренних проверок было выявлено, что значительная доля серого потока в Москве направлялась через ПЖДП при Казанском, Ярославском и Павелецком вокзалах, где не было оборудования, позволяющего выявлять серую почту, говорит близкий к «Почте России» источник. Оно есть в АСЦ в Подольске – именно через него теперь будет проходить львиная доля письменной корреспонденции от корпоративных клиентов, замечает собеседник «Ведомостей». Он считает, что нынешние меры вкупе с другими решениями (контролем в других точках сдачи, автоматизацией приема корреспонденции) позволят почте получить до 1 млрд руб. дополнительных доходов за второе полугодие 2015 г.
Проблема серой почты есть в любой стране, но в России ее годовой объем составляет миллиарды рублей, знает консультант «Почты России». Главная проблема – что корреспонденция в России принимается по весу, вместо того чтобы пересчитывать ее поштучно. Расхождение возникает из-за того, что корпоративные клиенты привозят на почтамт письма и бандероли в закрытых контейнерах и почта принимает их не пересчитывая, убежден Иванов.
Два года назад «Почта России» уже пыталась взять под контроль серую почту, но столкнулась с перегрузкой своего АСЦ, вспоминает Иванов. По его словам, участники рынка опасаются, что это может произойти и сейчас. Заместитель гендиректора «Почты России» Алексей Скатин уверен, что АСЦ справится с потоком. По его словам, с начала 2014 г. почте удалось без дополнительных инвестиций, за счет оптимизации логистических и бизнес-процессов, увеличить пропускную способность АСЦ в разы – от 500 000 писем в сутки примерно до 4 млн. При этом через ПЖДП проходило порядка 400 000 писем в сутки.
Наилучшим решением проблемы была бы самостоятельная доставка почтой корреспонденции от консолидаторов на АСЦ, считает Иванов. Это очень помогло бы, соглашается гендиректор «ИПС М-сити» Михаил Капацинский, такую услугу крупным клиентам предоставляет, например, почта в Австрии и Германии, причем бесплатно.
«Почта России» в ближайшие два-три месяца начнет предоставлять услугу самостоятельного забора корреспонденции у клиентов, говорит Галактионова. Кроме того, в некоторых пунктах приема корреспонденции клиенты смогут воспользоваться электронной очередью дистанционно, чтобы избежать очередей, говорит она.
Капацинский считает, что АСЦ справится с возросшей нагрузкой, хотя в первое время не обойдется без накладок. Поможет это почте и в борьбе с серой почтой, уверен он, однако еще лучше сведет ее к минимуму предоставление скидок консолидаторам. Скидки крупным клиентам будут эффективны в решении проблемы серой почты, соглашается консультант «Почты России». По его словам, такие скидки могут предоставляться, например, для компаний, которые готовы открыть свои центры печати и IT-системы для аудита почты.