Индийская «дочка» «Системы» избавляется от убытков
Это может облегчить ей переговоры о слиянии с RelianceИндийская «дочка» «Системы» вышла на безубыточность в шести из девяти округов, где работает оператор, сказал гендиректор компании Дмитрий Шуков в интервью индийскому ресурсу The Economic Times и подтвердил в беседе с «Ведомостями». В этих регионах (Тамилнад, Дели, Раджастан, Колката, Западная Бенгалия и Карнатака) «операционные затраты меньше, чем операционные доходы», объяснил Шуков. В оставшихся трех регионах SSTL надеется выйти на безубыточность уже в течение года.
SSTL оказывает услуги связи в стандарте CDMA под брендом MTS на территории девяти округов Индии. На 56,68% она принадлежит АФК «Система», еще 24% – у индийской Shyam Group, 17,14% – у Росимущества, остальное – у миноритариев.
Выход на безубыточность для SSTL уже не важен, считает аналитик «Открытие капитал» Александр Венгранович. Оператор сосредоточен на предстоящей сделке, о подготовке к которой он объявил в середине месяца. Тогда «Система» официально призналась, что идут переговоры о слиянии с мобильным оператором Reliance Communications (принадлежит Reliance Group) через обмен акциями. Пока договоренности носят формальный характер, еще предстоит пройти ряд проверок и все согласовать, подчеркивал Копытов.
Достичь таких показателей удалось за счет роста выручки от передачи данных – оператор придерживается выбранной стратегии, ориентированной на развитие мобильного интернета, и это положительно отражается на его выручке, радуется Шуков.
Но в целом компания по-прежнему убыточна: в I квартале 2015 г. чистый убыток SSTL вырос год к году на 25% – примерно до $61,5 млн, убыток по OIBDA увеличился год к году на 33% до 1,3 млрд рупий ($20,8 млн), указано в квартальной отчетности оператора. При этом выручка компании год к году выросла на 12% – примерно до $55 млн.
Источник, близкий к акционерам SSTL и хорошо знакомый с нюансами бизнеса этой компании, объясняет, что значительная часть расходов региональных подразделений SSTL лежит на корпоративном центре в Дели. Именно поэтому общая картина отличается от частной. Впрочем, уверен собеседник «Ведомостей», это не отменяет заслуг отдельных регионов и все равно является «позитивным знаком» для компании.
Шуков подтверждает, что маркетинговые расходы сосредоточены в корпоративном центре SSTL, «как и в любой крупной телекоммуникационной компании». Но, считает он, они бы не помешали выходу филиалов на безубыточность.
У кого какие частоты
У SSTL – частоты в диапазоне 800 МГц шириной по 3,75 МГц в каждом округе. Увеличивая полосу до 5 МГц, компания обязана доплатить государству. У Reliance тоже частоты в диапазоне 800 МГц, причем во всех штатах, кроме Раджастана, – по 5–6,25 МГц. Но этого диапазона недостаточно для развития LTE.
Выход на безубыточность был главной задачей в развитии SSTL – об этом в 2013 г. говорил руководивший тогда SSTL Всеволод Розанов. Он прогнозировал, что произойдет это до конца 2015 г. Однако в этом году этого сделать уже не получится, сетовал представитель «Системы» Сергей Копытов во время обсуждения результатов оператора за I квартал 2015 г. Он объяснял это недостаточным повышением цен на рынке связи Индии, которое раньше прогнозировали аналитики. При этом с осени 2008 г., когда началось активное строительство сети, АФК потратила на SSTL $3,5 млрд (включая гарантии по кредитам и обязательства по опционам).
Reliance занимает примерно 12% рынка сотовой связи Индии, SSTL – меньше 1%, указано на сайте индийского регулятора Telecom Regulatory Authority of India. SSTL – слишком небольшой игрок, он интересен в первую очередь своими частотами, говорит Венгранович (см. врез). А есть у оператора убытки или нет, для Reliance не так важно – учитывая объем бизнеса, на нем это почти не отразится. К тому же маловероятно, что SSTL через год полностью избавится от убытков. В оставшихся регионах у него просто слишком маленькая абонентская база для этого, говорит Венгранович. С ним согласен Константин Белов из «Уралсиба»: для Reliance финансовое положение SSTL не так важно, как имеющиеся у него лицензии. Но, с другой стороны, чем оно лучше, тем проще вести переговоры о слиянии, добавляет он.
Выручка от передачи данных действительно могла стимулировать выход SSTL на безубыточность в большей части регионов присутствия, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Также, возможно, оператор сократил расходы на маркетинг: в преддверии слияния ему нет смысла активно инвестировать в рекламу своего бренда, он же наверняка перейдет под контроль Reliance.