МТС может отказаться от сотрудничества со «Связным»
Оператор считает, что выгоднее развивать свою розничную сетьРано или поздно эта история закончится какой-то сделкой, ожидает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович: не исключено, что МТС рассчитывает подкосить бизнес «Связного» своим уходом, чтобы в итоге купить его у Малиса. Нельзя исключать, по его мнению, и другой вариант, что братья Малисы попытаются объединить «Евросеть» и «Связной».
МТС может прекратить работу со «Связным»: оператор недоволен, что с начала 2015 г. подключения через салоны этого ритейлера снизились в 4–5 раз, заявил вчера президент МТС Андрей Дубовсков. «Мы очень сильно разочарованы, – сказал он. – Мы уже понимаем, что «Связной» уйдет под конкурентов, мы видим резкое снижение объемов продаж, снижение качества подключаемых абонентов». В этой ситуации МТС не остается ничего другого, как сконцентрироваться на собственной розничной сети, заключил Дубовсков (цитаты здесь и далее по «Интерфаксу»).
«Связной» работал с МТС длительное время и оператор всегда был им доволен, добавил вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич. «Мы комфортно чувствовали себя на рынке, на котором наши конкуренты пополам владели самой крупной розничной сетью (речь о «Евросети», принадлежащей в пропорции 50:50 «Мегафону» и «Вымпелкому». – «Ведомости»), – сказал он. – После смены власти в «Связном» он явно приближается к бизнес-модели «Евросети», оказывая преференции нашим конкурентам». По словам Лацанича, МТС может разорвать отношения со «Связным», когда ее «выдавят»: «Когда останется раз-два и обчелся абонентов, подключаемых в салонах ритейлера, мы перестанем сотрудничать».
Эту позицию подтвердил «Ведомостям» представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Внимание на розницу
10-14 процентов на столько увеличится количество салонов МТС в 2015 г., объявляла компания недавно. А затем рассказала о новой розничной стратегии: салоны связи перестают быть отдельным бизнесом, отныне их задача – стимулировать абонентов скачивать больше интернет-трафика. Для этого МТС снизила цены на смартфоны до закупочных, а с конца года введет обратную субсидию: абоненту, купившему смартфон в ее салоне, за 2–3 года вернется на счет до половины его цены
Президент «Связного» Майкл Тач не стал комментировать заявления Дубовскова и Лацанича, но подтвердил, что с апреля продажи sim-карт МТС через «Связной» сократились, хотя в целом продажи сотовых контрактов в его салонах выросли. Сокращение продаж МТС – закономерное явление, считает представитель «Связного» Мария Заикина. Ежегодно «Связной» продает в среднем по 10 млн sim-карт, говорит она. В 2014 г. практически все эти продажи приходились только на двух операторов – МТС и Tele2, доли «Мегафона» и «Вымпелкома» были минимальными. Но в конце 2014 г. у «Связного» сменился собственник – вместо основателя Максима Ноготкова им стал Олег Малис, владелец компании Solvers и брат президента «Евросети» Александра Малиса. После этого «Мегафон» и «Вымпелком» вернулись в «Связной» и заняли причитающуюся им часть в его продажах контрактов. Соответственно, и доля МТС, и продажи ее sim-карт в абсолютных цифрах год к году снизились, разводит руками Заикина.
В последние годы МТС и «Связной» тесно сотрудничали. В 2009 г. тогдашний вице-президент «Связного» Сергей Румянцев помог МТС построить монобрендовую сеть салонов: компании заключили договор, по которому в МТС на три года перешли 14 менеджеров «Связного». Оператор отплатил «Связному» за помощь щедрым денежным вознаграждением, размер которого официально не раскрывался.
Несколько лет спустя, когда «Евросеть» перешла в собственность «Вымпелкома» и «Мегафона», «Связной» стал единственной мультибрендовой сетью, продающей sim-карты МТС. Из «Евросети» МТС ушла весной 2014 г., обвинив крупнейшего сотового ритейлера в сознательном занижении ее доли в продажах: менее чем за год доля МТС в sim-картах, продаваемых «Евросетью», снизилась с 40 до 10–15%, возникал риск переключения ее абонентов к конкурентам, объясняло руководство МТС. Со «Связным» же она еще в начале 2013 г. заключила крупный и чрезвычайно выгодный, как говорили близкие к компаниям источники, контракт, который обеспечивал ей 40% в продажах «Связного». В ответ «Вымпелком» и «Мегафон» резко сократили присутствие в «Связном».
В 2014 г. МТС едва не стала владельцем «Связного» – Ноготков, искавший деньги для расчетов с кредиторами, почти договорился с оператором о сделке, но состояться ей было не суждено: требовалось одобрение Владимира Евтушенкова, основного владельца АФК «Система» (материнская компания МТС), который в нужный момент оказался под домашним арестом по делу «Башнефти». А когда вышел – «Связной» уже поменял владельца.
Малис не скрывал, что был архитектором сделок, в результате которых «Евросеть» оказалась в руках «Мегафона» и «Вымпелкома». Став владельцем «Связного», он обещал, что не станет препятствовать продажам sim-карт МТС.
«Сеть будет открыта для всех операторов на прозрачных коммерческих условиях», – говорил он в интервью «Коммерсанту». Однако «Связной» не скрывал, что продавать sim-карты «Мегафона» и «Вымпелкома» ему выгоднее, чем МТС. В частности, потому, что первые два в отличие от МТС заплатили ему аванс за подключение абонентов.
Связаться с Олегом Малисом «Ведомостям» вчера не удалось. Представитель «Евросети» отказался от комментариев.