Цена акций HTC рухнула после снижения прогноза продаж

Ее котировки сократились с максимума, достигнутого в 2011 году, более чем в 16 раз
Стоимость тайваньской HTC снизилась с пика цены акций в 2011 г. более чем в 16 раз
Стоимость тайваньской HTC снизилась с пика цены акций в 2011 г. более чем в 16 раз / Е. Разумный / Ведомости

Тайваньская компания HTC переживает тяжелый период, пытаясь приспособиться к новым тенденциям на рынке смартфонов и устоять под натиском агрессивных китайских конкурентов. В пятницу HTC предупредила о сокращении прогнозируемого объема продаж, и в ходе каждой из двух последовавших торговых сессий ее акции теряли в цене по 10% – это максимальное снижение за день, допустимое на тайваньской фондовой бирже.

Дороже всего акции HTC стоили в апреле 2011 г. – 1238,10 новых тайваньских долларов, с тех пор они потеряли в цене 94%. С начала 2015 г. снижение составило 47%, при том что тайваньский биржевой индекс Taiex за это время почти не изменился. Во вторник акции HTC торговались по 75,30 новых тайваньских долларов. Капитализация HTC вчера составляла 62,35 млрд новых тайваньских долларов (около $2 млрд).

В январе благодаря успешным продажам новых смартфонов HTC среднего ценового диапазона компания впервые с 2011 г. зафиксировала рост квартального оборота и небольшую операционную прибыль. Это позволило ей избежать повторения ситуации 2013 г., когда она впервые получила годовой убыток.

В апреле HTC прогнозировала, что во II квартале ее выручка составит 46–51 млрд новых тайваньских долларов, однако в прошедшую пятницу она снизила ожидания более чем на 30% – до 33 млрд новых тайваньских долларов (около $1 млрд). Компания объяснила изменение прогноза низким спросом на дорогие модели смартфонов и неудовлетворительными продажами на китайском рынке. Вместо прибыли в текущем квартале ожидается убыток в диапазоне 7,95–9,05 млрд новых тайваньских долларов.

Четыре года назад на долю HTC приходилось порядка 10% всех продаваемых в мире смартфонов, тайваньский производитель славился оригинальностью и высоким качеством своей продукции при невысокой себестоимости. Сейчас рыночная доля HTC не достигает и 2%, и многие сравнивают эту компанию с BlackBerry – канадским разработчиком смартфонов, когда-то считавшимся лидером отрасли, но затем утратившим свои позиции. В июне HTC опровергла слухи, что ее может поглотить китайская Xiaomi, ставшая ведущим брендом на рынке смартфонов в континентальном Китае.

Стоимость тайваньской HTC снизилась с пика цены акций в 2011 г. более чем в 16 раз

Большая часть (68%) отслеживаемых Bloomberg аналитиков рекомендуют инвесторам продавать акции HTC. Скептически оценивают аналитики и перспективы новой модели M9 – ее находят неоригинальной и недостаточно конкурентоспособной.

Первая на Тайване

В 2014 г. тайваньская HTC вернула себе лидерство по числу смартфонов, проданных ею у себя дома, на Тайване, обойдя Samsung, по подсчетам IDC. Она заняла 17,5% рынка, тогда как Samsung – 17,1%. В 2013 г. Samsung был на Тайване лидером рынка с долей 28,1%, у HTC было 20,5% рынка.

Ван Яньхой, глава Альянса китайских производителей мобильных телефонов, указывает на серьезные промахи, повредившие бренду HTC на китайском рынке. В частности, неудачным, по его мнению, было решение отказаться от местного бренда Dopod в пользу глобальной торговой марки HTC. «Устройства Dopod очень хорошо продавались в Китае, а еще лучше – в США, где на конец 2011 г. компания была лидером рынка смартфонов, – говорит Ван. – Но когда на американском рынке стал укрепляться Samsung, HTC потерпела сокрушительное поражение. Она попыталась вернуть этот бренд в Китай, но тамошний рынок встретил его плохо, кроме того, у нее не было соглашений с операторами связи».

По мнению аналитиков, главная проблема, стоящая перед HTC, – особенность современного рынка, на котором уже недостаточно одной лишь способности производить качественное оборудование. Основное противостояние переместилось в область контента, программного обеспечения и сервисов. Самые успешные игроки этого рынка, включая Xiaomi и Apple, создают собственные «экосистемы», в которых устройства дополняются разнообразным контентом.

«Эта проблема характерна не только для HTC, многие поставщики смартфонов на базе Android оказались на перепутье, конкурируя с Apple, – говорит Ван Ваньли, аналитик из тайваньской компании CIMB Securities. – Жизненный цикл смартфонов сокращается, а по качеству и функциям большинство смартфонов на Android мало отличаются друг от друга».

FT, 9.06.2015, Александр Силонов