Радиостанции возмутились, что «Яндекс» использовал их названия в своем новом музыкальном сервисе

Это создает ошибочное впечатление о партнерстве поисковика и радиостанций
«Яндекс» запустил второй музыкальный сервис по примеру радиостанций
«Яндекс» запустил второй музыкальный сервис по примеру радиостанций / М. Стулов / Ведомости

«Европейская медиагруппа» (ЕМГ) требует, чтобы «Яндекс» прекратил использование названий радиостанций в новом проекте «Яндекс.Радио», заявила «Ведомостям» президент этого холдинга Екатерина Тихомирова. Интернет-поисковик вредит брендам ЕМГ, уверена она. Юрий Костин, президент другого крупного радиохолдинга – ВКПМ (входит в «Газпром-медиа»), подтвердил, что «Яндекс» не согласовывал использование брендов радиостанций с этой компанией. Он рассчитывает, что поисковик уберет названия радиостанций ВКПМ из своего сервиса.

Вчера «Яндекс» запустил потоковый онлайн-сервис (стриминг) тематического подбора музыки – «Яндекс.Радио». Пользователь может выбрать для себя станцию по жанру, настроению или контексту: всего в «Яндекс.Радио» более 100 тематических станций.

У «Яндекса» уже есть стриминговый музыкальный сервис – «Яндекс.Музыка». Этот сервис и «Яндекс.Радио» дополняют друг друга: «Музыка» позволит открыть для себя новое, а «Радио» – подобрать треки под обстановку», говорится в сообщении «Яндекса». Новый сервис доступен как для пользователей обычных компьютеров, так и мобильных устройств под управлением ОС Android и iOS.

В частности, в разделе «как на радио» пользователи сервиса могут послушать музыку «как на» станции Best.FM, Loveradio, «Дорожном радио» и т. д. (см. врез). Тихомирова указывает, что, к примеру, при прослушивании аналога «Европы плюс» на сервисе «Яндекса» становится очевидным, что эта музыка не соответствует реальному плей-листу радиостанции. «Европа плюс» инвестировала десятки миллионов, чтобы ассоциироваться с определенной музыкой, – говорит президент ЕМГ. – Аналогичная ситуация и с плей-листами других наших радиостанций в «Яндекс.Радио». Сервис без каких-либо затрат для своей стороны использует имидж наших брендов для привлечения пользователей, т. е. наращивания трафика». Представитель ЕМГ не ответил, как и когда холдинг предъявит юридические претензии «Яндексу». Костин рассчитывает, что вопрос будет урегулирован оперативно и «мирным путем», ВКПМ не планирует предъявлять юридические претензии к «Яндексу».

Музыкальная подборка

Всего «Яндекс» предлагает пользователям прослушать музыку «как на» 25 радиостанциях: Best FM, Love Radio, Maximum, «Авторадио», «Дорожное радио», «Европа плюс», «Кекс FM», «Наше радио», «Радио 7 на семи холмах», «Дача», «Маяк», «Ретро FM», «Русское радио», «Шансон» и др.

Официальных претензий от ЕМГ к «Яндексу» не поступало, сообщил «Ведомостям» представитель поисковика. «Яндекс» не ретранслирует музыку радиостанций напрямую, – указывает он. – Подкатегории, похожие на музыку радиостанций, не являются основой нашего сервиса. Названия радиостанций, как и любая другая подкатегория, например «поп» или «рок», «грустное» или «летнее» настроение, указаны, чтобы пользователю было легче сориентироваться и выбрать тип музыки, который ему нравится или подходит к определенному моменту».

Сервисы музыкального потокового радио есть почти у всех крупных игроков этого рынка. Первым сервисом такого рода стал Pandora, запущенный еще в 2000 г. Он первым начал использовать рекомендательную систему: после того как пользователь выбрал того или иного исполнителя, система подбирает ему похожих артистов и музыкальные треки. Онлайн-радио есть у крупнейшего стримингового сервиса Spotify, а на следующей неделе свой онлайн-стриминг может запустить Apple, которая до этого лишь продавала музыку через магазин iTunes.

За использование контента в «Яндекс.Музыке» компания адресует правообладателям ежегодные гарантийные платежи, а также отчисляет средства за каждое прослушивание музыкального трека. Ранее основатель «Яндекса» Аркадий Волож говорил, что это обходится компании в несколько миллионов долларов в год. Чтобы запустить радио, «Яндекс» изменил условия соглашений с некоторыми правообладателями, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. По ее словам, правообладатели будут получать отчисления от рекламы, проигранной в «Яндекс.Радио».

Аудиореклама – новый формат для «Яндекса». В «Яндекс.Музыке» продается баннерная и контекстная реклама, а мобильная версия этого сервиса доступна по подписке. В «Яндекс.Радио» будут использоваться и баннеры, и контекст, и аудиореклама, говорит Мелкумова. У «Яндекс.Радио» уже есть, по ее словам, первые рекламодатели – компании из строительной отрасли.

Как показал опрос музыкального сервиса Zvooq, проведенный прошлой осенью, 57% пользователей рунета готовы прослушивать аудиорекламу в обмен на доступ к музыке, говорит гендиректор этого сервиса Михаил Ильичев. По его оценке, в этом году российские компании потратят на продвижение через аудиорекламу в сети около $5 млн, но за следующие три года рынок вырастет сразу в 20 раз – до $100 млн.

По данным IFPI, в 2014 г. продажи музыки в России выросли на 15,9% до $72,8 млн (2,8 млрд руб.). Больше половины суммы пришлось на цифровые форматы музыки, среди которых быстрее всего росли доходы платных стриминговых музыкальных сервисов – на 214% до $5,97 млн. Этот сегмент увеличился прежде всего за счет сервиса Google Play, у которого в России десятки тысяч подписчиков, говорил ранее «Ведомостям» топ-менеджер западной звукозаписывающей компании.