За полтора года акционеры «Киномакса» инвестировали в развитие около 1 млрд рублей
Число кинозалов сети выросло на третьЗа последние полтора года акционеры «Киномакса» инвестировали в строительство новых кинотеатров около 1 млрд руб., сообщил «Ведомостям» председатель совета директоров и совладелец этой сети Борис Асриев. Еще 600 млн руб. компания потратит на строительство и оборудование новых помещений в течение следующих 12 месяцев, добавил он. Для расширения «Киномакса» акционеры привлекли длинный банковский кредит, сообщил Асриев, отказавшись уточнить его условия.
В результате за последние полтора года «Киномакс» открыл семь новых кинотеатров в общей сложности с 60 залами, еще пять будут запущены в течение года, сказал Асриев. Всего на конец мая «Киномакс» управлял 30 кинотеатрами с 213 залами. Это четвертая по числу залов сеть кинотеатров в России, по данным аналитической компании «Невафильм Research» на 1 мая (см. график). По числу проданных билетов «Киномакс» в тройке лидеров после «Синема парка» и «Формулы кино», отмечается в материалах «Невафильм Research»: на эти три сети в 2014 г. пришлось 23,2% проданных билетов и 28% сборов.
Сеть «Киномакс» в 1996 г. создали Асриев и его партнер Игорь Анисимов. Первым кинотеатром сети стал «Урал» в Челябинске. 99,7% акций сети принадлежит кипрской «Киномир интерпрайзис лимитед», бенефициары которой не раскрываются, следует из отчета ОАО «Киномакс» (головная структура) за 2014 г. Асриев остается основным владельцем «Киномакса», знает источник, близкий к компании.
Выручка «Киномакса» в 2014 г. выросла на 12,4% до 2,8 млрд руб., чистая прибыль сократилась вдвое до 24,8 млн руб. В отчетности головной компании консолидируются показатели не всех кинотеатров группы, указывает Асриев. Большую часть выручки кинотеатрам приносит собственно продажа билетов в кино. Выручка всей сети «Киномакс» в 2014 г. от продажи билетов увеличилась на 13% до 2,5 млрд руб., уточнил Асриев: «Продажи выросли только благодаря открытию новых кинотеатров, продажи по сопоставимым кинотеатрам остались на прежнем уровне». Еще около 35% выручки приходится на продажу сопутствующих товаров (прежде всего, попкорна и напитков), рекламы и других услуг, говорит он.
В 2014 г. посещаемость кинотеатров в России впервые за долгие годы, по оценкам разных аналитиков, снизилась или не выросла. Национальная касса при этом увеличилась: по данным Movie Research – на 4,4% до 46,2 млрд руб., по оценке журнала «Бюллетень кинопрокатчика» – на 4,6% до 46,3 млрд руб. (все данные по России и СНГ без учета Украины).
Сотрудники многих сетей ранее рассказывали «Ведомостям», что все чаще сталкиваются со снижением заполняемости залов. Кроме того, киносетям все сложнее открывать новые площадки, указывали они: как правило, новые кинотеатры открываются в торговых центрах, запуск которых за последние два года резко сократился. Все новые залы «Киномакса» – часть контрактов, заключенных с девелоперами еще полтора-два года назад, указывает Асриев. Кинорынок в России сейчас находится не в лучшем состоянии, согласен он: «Но мы уверены, что этот бизнес снова будет расти».