Зрители «Триколор ТВ» больше не могут бесплатно смотреть часть общедоступных телеканалов
Это стало основанием для проверки РоскомнадзораРоскомнадзор начал внеплановую проверку Национальной спутниковой компании (предоставляет услуги спутникового телевидения под брендом «Триколор ТВ»), получив в течение месяца десятки жалоб на то, что часть общедоступных каналов исчезла из бесплатного доступа. Об этом рассказал замруководителя ведомства Олег Иванов. Речь идет о каналах «ТВ центр», «Пятый канал», «Россия 24», «Россия 2», ОТР, добавляет он.
Если в действиях «Триколор ТВ» будут выявлены нарушения и оператор не выполнит предписание об их устранении, действие лицензии оператора может быть приостановлено. Но Иванов считает, что до этого не дойдет. Позиция, занятая телекомпанией, заслуживает внимания, уверен он. Она заключается в том, что «Триколор» бесплатно транслирует общедоступные телеканалы только своим абонентам. А абонентом, по мнению «Триколора», можно считать пользователя услуг, который платит за них. Иванов напоминает, что президентский указ оговаривает наличие бесплатного доступа к общедоступным каналам у потребителей, а не абонентов.
«Триколор ТВ» – крупнейший в России оператор платного ТВ. По данным Telecom Daily, на конец I квартала 2015 г. на платные пакеты телеканалов было подписано 10,99 млн абонентов, оборудованием для его приема в общей сложности располагало 15,3 млн пользователей.
Федеральные каналы по-прежнему доступны абонентам «Триколор ТВ», но при наличии подписки на пакет «Единый», признает представитель оператора Анастасия Соколовская. «Триколор ТВ» сформировал этот пакет в январе 2015 г., стоимость подписки – 1200 руб. в год. Как заявляет оператор, понятия «базовый пакет» (т. е. пакет, в который раньше входили только общедоступные каналы) больше не существует. По словам Соколовской, если у пользователя есть приемное оборудование, но за услуги он не платит, он может смотреть ряд телеканалов.
Разбирательство с «Триколор ТВ» по поводу прекращения бесплатного подключения к общедоступным каналам не уникально – год назад ведомство рассматривало целый ряд подобных жалоб на операторов кабельного ТВ, рассказывает Иванов. И претензии телезрителей неизменно удовлетворялись, утверждает он. В результате операторы в договорах с абонентами оговаривают, что доступ к общедоступным каналам бесплатный, но подписчик должен платить за обслуживание абонентской линии.
Бесплатный доступ к телеканалам способствовал огромному спросу на услуги компании, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: она телефицировала целые регионы, где до это нормального ТВ не было вовсе, и сумела заработать на продаже «тарелок». Но рынок платного ТВ в России изменился – проникновение этой услуги по домохозяйствам уже почти 70% и операторы все больше задумываются об увеличении отдачи от уже подключенных пользователей, считает Кусков.
Если абонент «Ростелекома» перестает платить за платное ТВ, оператор прекращает транслировать ему все каналы, кроме обязательных, а через шесть месяцев договор с ним автоматически расторгается, рассказывает его представитель Валерий Костарев. Претензий со стороны надзорных органов к «Ростелекому» по трансляции обязательных каналов не было, говорит он. Абонент может и дальше бесплатно смотреть обязательные телеканалы, но уже используя эфирные технологии, говорит Костарев. Не было претензий по поводу общедоступных каналов у Роскомнадзора и к МТС, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Если абонент по какой-либо причине перестал платить за пакеты платного ТВ, МТС отключает пакеты платных каналов, но при этом продолжает передавать общедоступные каналы, объясняет он. «Вымпелком» не блокирует доступ своих абонентов к общедоступным телеканалам за неуплату, говорит его представитель Анна Айбашева.