Фрилансеры «Яндекса» в Турции протестуют против увольнений
Представитель компании говорит, что увольнений не было«Яндекс» уволил значительную часть фрилансеров, работавших с турецким офисом компании, рассказал «Ведомостям» бывший фрилансер «Яндекса» в Турции. Точное количество уволенных он не назвал, но сообщил, что «Яндекс» планировал сократить по крайней мере половину из примерно 750 фрилансеров. После сообщения об увольнении работать на «Яндекс» осталось около 150 человек: то есть компания могла уволить до 500 человек, говорит собеседник «Ведомостей».
Речь идет о так называемых асессорах – людях, которые оценивают качество поиска с точки зрения пользователя: они выбирают случайные запросы, оценивают найденные по этим запросам страницы, дают оценку качеству поисковой выдачи. Эти оценки используются для машинного обучения алгоритмов поиска.
Письма от «Яндекса» асессоры получили еще в конце апреля, а в начале мая на сайте Change.org была опубликована петиция: бывшие асессоры начали собирать подписи за то, чтобы вновь работать на «Яндекс». Авторы петиции адресовали ее совету директоров российского поисковика. С тех пор петицию подписали 664 человека: примерно столько асессоров лишились работы, следует из текста петиции.
Собеседник «Ведомостей» говорит, что «Яндекс» объяснил происшедшее необходимостью оптимизировать расходы: компания запустила сервис «Яндекс.Толока», который позволяет оценивать результаты поисковой выдачи не только нанятым экспертам, но и обычным пользователям. Однако раньше асессоры «Яндекса» получали $0,1 за одно выполненное задание, а через «Яндекс.Толоку» им предлагают получать по $0,01, сетует собеседник.
Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова говорит, что сам «Яндекс» не увольнял асессоров. По ее словам, эти люди не являлись сотрудниками компании: «Яндекс» работал с ними через стороннее агентство. Но в конце 2014 г. «Яндекс» запустил собственную краудсорсинговую платформу для работы с фрилансерами «Яндекс.Толока» и предложил части фрилансеров выполнять те же задачи через нее. Сейчас часть асессоров продолжает работать через агентство, часть – через «Яндекс.Толоку», добавляет она.
В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо от Ольги Мегорской, отвечающей в «Яндексе» как раз за развитие сети асессоров. В письме, адресованном асессорам «Яндекса» в Турции, говорится, что за год число асессоров «Яндекса» в этой стране выросло с 200 до 750. «Вместе с вами мы собрали несколько миллионов оценок, которые теперь используют наши алгоритмы машинного обучения, говорится в письме. В 2015 г. мы решили сфокусироваться на более сложных задачах поиска, в частности на доверии к результатам поиска… А менее сложные задачи мы переводим на нашу краудсорсинговую платформу Toloka».
Мегорская пишет, что компании придется попрощаться с некоторыми асессорами, результаты работы которых за последние полгода не устроили компанию. Но они могут перейти работать через «Яндекс.Толоку», где требования к точности результатов и регулярности рабочего графика менее строгие.
Также «Яндекс» сообщил, что для оставшихся асессоров компания меняет размер оплаты в связи с падением курса турецкой лиры по отношению к доллару: теперь они будут получать $0,08 за задание, говорится в письме. Это не соответствует данным источника «Ведомостей» среди фрилансеров «Яндекса»: он говорил про $0,01 за задание. Мелкумова не стала комментировать эти суммы и в целом письмо Мегорской, но и не опровергла его содержание.
Мелкумова говорит, что в этом году «Яндекс» не сократил, а даже увеличил число каналов работы с фрилансерами: раньше компания работала с ними только через агентства, а теперь – и через агентства, и через сервис «Яндекс.Толока» ( в нем за первые пять месяцев работы зарегистрировалось 45 000 пользователей, они уже выполнили 8,5 млн заданий). Это, по ее словам, расширило возможности работы с фрилансерами: «Если раньше в Турции мы могли сотрудничать с парой сотен асессоров, сейчас мы работаем с несколькими тысячами». По словам Мелкумовой, с начала 2015 г. в Турции «Яндекс» привлек более 5000 исполнителей, которые выполняют задания и получают за это деньги. В феврале 2014 г. их было всего 300 человек.