Смартфоны и планшеты внедряются в системы управления бизнес-процессами
Они позволяют компаниям экономить деньги и времяМобильные устройства начали использовать для автоматизации бизнес-процессов задолго до появления нынешних смартфонов и планшетов. Лет 20 назад мобильные терминалы вошли в обиход крупных складов и логистических компаний, вспоминает директор департамента мобильных решений «SAP СНГ» Павел Деверилин. Терминалы с минимальным объемом памяти умели немного – в основном считывать штрихкоды, но и этого хватало для автоматизации учета товаров, рассказывает он.
Всеобщая мобилизация
С появлением производительных мобильных устройств круг компаний, оснащающих своих сотрудников мобильными устройствами для решения своих специфических задач, расширился. Решения на базе мобильных устройств востребованы розничными сетями и их поставщиками, отмечает Деверилин. Помимо учета складских товаров они применяются для аудита внутри магазинов, например учета просроченной продукции, коррекции цен, мерчандайзинга, работы торговых представителей и т. д. По словам Деверилина, мобильные терминалы применяются сейчас на крупных производствах, к примеру для учета неисправностей оборудования и контроля за работой его ремонтного персонала. К этой же группе он относит предприятия, где трудятся мобильные ремонтные бригады – это РЖД, энергетические и телекоммуникационные компании.
Специализированные мобильные приложения используются банками и другими кредитными организациями. С их помощью координируется работа ремонтных бригад, обслуживающих банкоматы и терминалы, они нужны для обслуживания клиентов в полевых условиях. Не так давно комплексную автоматизированную систему на платформе SAP внедрил Сбербанк, рассказывает Деверилин. Один из ее модулей предназначен для сбора данных аудита, который проводят в его отделениях выделенные сотрудники. Они дистанционно получают задание, параметры работы, которые необходимо проконтролировать, а затем передают информацию в центр с мобильных устройств, объясняет Деверилин. В результате на проверку, проведение и подведение итогов которой раньше уходили недели, теперь уходят дни, утверждает он.
Всеобщая мобилизация
100% отраслевых бизнес-приложений, связанных с общением с клиентами, к 2017 г. станут разрабатываться в первую очередь в расчете на мобильное использование, считают аналитики IDC. Среди внутренних бизнес-приложений эта доля будет в районе 75%
По словам сотрудника пресс-службы «Сбербанка», благодаря мобильному приложению на платформах iOS и Android удалось исключить бумажную документацию при проведении проверки – данные вводятся непосредственно в систему. Благодаря этому немного выросла производительность труда, но значительно сократилось затрачиваемое время. Кроме того, скорость получения и обработки аналитических данных возросла в разы, поскольку результаты проверок доступны в онлайн-режиме. Но основное развитие мобильного приложения намечено Сбербанком, по словам его представителя, на 2016 г. Тогда в нем будут реализованы дополнительные активности: работа с мероприятиями, направленными на повышение эффективности подразделений; планирование посещения подразделений и т. д. В приложении также предусмотрен офлайн-режим – для возможности работать без соединения с интернетом.
В прошлом году микрофинансовая компания «Домашние деньги» начала эксплуатировать автоматизированную систему собственной разработки Digital Cash (рабочими терминалами ее сотрудников стали смартфоны Samsung Galaxy Ace 3). По словам главного исполнительного директора «Домашних денег» Андрея Бахвалова, уже к концу I квартала 2015 г. сотрудники компании оформляли со смартфонов 80% займов. Это позволило «Домашним деньгам» расширить бизнес в городах с населением до 50 000 человек, передал Бахвалов «Ведомостям». «Благодаря Digital Cash серьезно улучшилось качество нашего кредитного портфеля. Система также минимизирует возможность мошенничества со стороны агента. Благодаря ей оно сведено в компании к нулю», – радуется Бахвалов.
Мобильные решения востребованы также в образовании (электронные учебники, приложения для дистанционного обучения и т. п.) и медицине (например, приложения для врачей «скорой помощи» и стационаров), передал «Ведомостям» руководитель направления развития бизнеса партнеров – разработчиков приложений и облачных сервисов Microsoft в России Андрей Савченко.
Мобильные версии есть у всех бизнес-приложений Oracle. Например, у ERP-системы Oracle JD Edwards EnterpriseOne каждое из 60 мобильных приложений представляет собой узкоспециализированный инструмент для конкретной группы пользователей, говорит представитель Oracle. Это приложения для управления техническим обслуживанием и ремонтом, цепочками поставок, выездным обслуживанием, управления проектами и управления инцидентами, связанными с безопасностью труда и охраной здоровья, и др., объясняет он. У другой ERP-системы Oracle E-Business Suite есть мобильные приложения для функциональных ролей и для всех сотрудников («горизонтальные»). Например, Mobile Approvals позволяет менеджерам мгновенно реагировать на ожидающие одобрения запросы и осуществлять поиск прошлых согласований, затрат, заявок, заказов и многого другого, Mobile Expenses предназначено для оформления командировочных и авансовых отчетов, приводит примеры эксперт.
Рынок в самом начале
Опрошенные «Ведомостями» представители разработчиков делового ПО, интеграторов и аналитиков затрудняются оценить российский рынок мобильных бизнес-приложений и темпы его роста. Сходятся они на том, что пока он на ранней стадии развития.
Большинство экспертов считают, что под мобильными бизнес-приложениями стоит понимать полнофункциональные мобильные версии бизнес-решений: системы управления финансами, логистикой, отношениями с клиентами (CRM), документооборотом и т. п., говорит Савченко из Microsoft.
Существуют также мобильные приложения двойного назначения – их можно использовать как в частной жизни, так и в бизнесе, замечает представитель Oracle и приводит в пример стандартные офисные пакеты, такие как Microsoft Office или Google Docs, облачные записные книжки, программы сканирования и фотографирования документов и штрихкодов и т. д., говорит он.
Сложно сказать, что можно считать бизнес-приложением, а что нет, рассуждает Деверилин из SAP. Он предлагает относить к ним программы, которые обычный пользователь не может установить на свой смартфон или планшет из Apple Store или Google Play – оно приобретается вместе с корпоративной информационной системой.
По данным IDC, в 2013 г. (более свежих данных пока нет) российский рынок информационных систем управления предприятиями превысил $1,07 млрд (+5,9% к 2012 г.).
По разным прогнозам, мировой рынок мобильных приложений для бизнеса составит около $50 млрд к 2017 г., при этом ожидается рост на уровне 15% в год, отмечает партнер EY Михаил Романов. Более 92% компаний рассматривают использование корпоративных мобильных приложений как конкурентное преимущество, говорит он, ссылаясь на данные опроса, проведенного исследовательской компанией Vanson Bourne. В среднем на смартфоне сотрудника установлено до 100 приложений, из которых корпоративными являются не более трех. При этом зачастую такие приложения только предоставляют ограниченные по возможностям аналоги настольных программных продуктов (почтового клиента, календаря, планировщика задач и т. д.), рассказывает Романов. Разрыв между разнообразием общедоступных приложений и приложений для бизнеса указывает на существенный потенциал роста рынка, считает он.
Только 4% опрошенных в 2014 г. корпоративных респондентов упоминают использование мобильных приложений для созданий новых бизнес-моделей, продуктов, услуг и инноваций, рассказывает руководитель индустриальной группы в департаменте стратегии Accenture Сергей Борисов, ссылаясь на данные Gartner. Пока еще мобильные приложения, по сути, копируют стандартные приложения для стационарных компьютеров или интернет-сервисы, отмечает он. Но интерес к мобильным приложениям уже сформировался и быстро растет, добавляет Борисов. По данным IDC, в мире уже есть компании, на мобильных устройствах сотрудников которых установлено более 50 таких приложений, говорит он.
По мнению Савченко, развитие этого рынка обусловлено быстро растущей потребностью компаний в мобильных сотрудниках. Согласно отчету IDC, опубликованному в мае 2014 г., руководители придают корпоративной мобильности большое значение: более 85% опрошенных компаний уже имели мобильную стратегию, а оставшиеся планировали разработать ее в ближайшие полгода-год, рассказывает Савченко. Более половины опрошенных уже использовали те или иные мобильные решения и планировали расширять применение мобильных технологий, 53% руководителей сообщили, что уже получили экономический эффект от поддержки удаленной работы, а более трети ожидали получить его в ближайший год, отмечает он. Более 60% руководителей компаний малого и среднего бизнеса говорят, что их сотрудники работают с корпоративной информацией вне офиса, при этом более 35% делают это ежедневно и еще почти 30% – несколько раз в неделю, продолжает Савченко, ссылаясь на данные Telecom Daily. Таким образом, можно сказать, что рынок вступил в фазу активного роста и это, безусловно, привлекает новых игроков, уверен он.
По словам директора департамента «Барс груп» (разработчик облачных систем управления, порталов и мобильных приложений) Валерия Котелова, судя по портфелю заказов, санкции и российская стратегия импортозамещения повлияли на рынок мобильных решений положительно. Спрос существенно вырос еще в конце 2014 г., однако клиенты стали избирательнее подходить к выбору операционных систем, отмечает он. «Если раньше заказывали разработку сразу под всю «большую тройку» (iOS от Apple, Android от Google и Microsoft Windows Phone. – «Ведомости»), то сейчас Windows и Android опередили и в этом плане iOS, оказавшись более экономичными с точки зрения пользователя, – объясняет Котелов. – В среднем устройства на базе Windows или Android вдвое дешевле, а текущий уровень развития этих платформ позволяет делать продукты, не уступающие по качеству приложениям на iOS», – говорит он. По словам Котелова, наибольшим спросом мобильные приложения пользуются в крупных компаниях: их бюджеты не так сильно сократились в условиях кризиса и именно в таких решениях они видят способ оперативного контроля состояния бизнеса и повышения мобильности сотрудников.
Во главе угла – эффективность
Если об оборотах российской индустрии мобильных бизнес-приложений участники рынка только догадываются, то в эффективности таких решений они не сомневаются. Так, их использование на 30–90% повышает производительность труда мерчандайзеров и торговых представителей, сокращает сроки заказа товара и его доставки почти вдвое, на 30–35% сокращает затраты на содержание «выездных» сотрудников и в итоге на столько же повышает продажи, рассказывал ранее «Ведомостям» президент группы компаний CDC, разрабатывающей такие решения, Хусейн аз-Зари.
Растущий рынок
По оценке Strategy Analitics, мировой рынок мобильных приложений, включая бизнес-приложения, в 2014 г. составил $33,7 млрд. К 2018 г. размер этого рынка, по мнению аналитиков, составит $60 млрд. Среднегодовой рост составит 15,5%.
Использование компанией OSG Records Management, специализирующейся на архивном хранении документов на мобильных устройствах решения Microsoft Dynamics CRM, позволило эффективно выстроить рабочий процесс сотрудников, высвободить их время для новых клиентов, приводит пример Савченко из Microsoft. Их число выросло в 2 раза, а цикл одной продажи сократился в два с лишним раза – с 20 недель до восьми, утверждает он.
По словам Деверилина из SAP, внедрение на одном из крупнейших металлургических предприятий России мобильного решения, предназначенного для управления ремонтными работами, позволило в 16 раз увеличить количество выявленных на ранней стадии неполадок в оборудовании. Система, в частности, ускорила сбор информации о том, где они обнаружились, их характере и т. п., рассказывает он. В результате количество сбоев в оборудовании из-за неполадок сократилось втрое, а внедрение системы окупилось за полтора года вместо запланированных трех, утверждает Деверилин.
Об эффективности мобильных решений говорят не только их разработчики, но и заказчики. В 2013 г. в МГТС началось внедрение платформы SAP Workforce Management, которая позволяет формировать и распределять наряды на проведение работ с учетом местонахождения исполнителей, их специализации и загруженности, передал «Ведомостям» ее директор по продажам и обслуживанию Герман Юртаев. По его словам, внедрение этого решения велось одновременно со строительством оптоволоконной сети GPON МГТС и подключением к ней абонентов. На базе платформы SAP был создан центр управления работой монтажников, которые занимаются как новыми подключениями, так и технической поддержкой абонентов, рассказывает Юртаев. Уже на первом этапе система обеспечила точную фиксацию времени начала и завершения работ разных типов: анализ этих показателей позволил сократить время подключения новых абонентов к сети в полтора раза, а их технической поддержки – в 2 раза, отмечает он. На втором этапе, в 2014 г., началось внедрение мобильного решения, позволяющего управлять работой монтажников в режиме реального времени. Сотрудникам были выданы мобильные устройства, на которые монтажникам отправляются наряды – система выстраивает их маршрут в течение рабочего дня, продолжает Юртаев. Результаты проекта на пилотных участках показали, что мобильный модуль позволяет еще на 25% повысить число нарядов, выполняемых точно в назначенное абонентом время, подчеркивает он. В день центр диспетчеризации обрабатывает в среднем 2000–2500 заявок только на подключение новых абонентов и услуг, отмечает Юртаев.