Центр управления – сердце мобильного оператора
У каждого оператора управление сетью устроено по-разномуСотрудник эксплуатации центра управления мобильной сетью одного из операторов, оставивший специалиста из крупной компании – разработчика софта одного в автозале (помещение, где расположено серверное оборудование), вряд ли подозревал, к чему это может привести – плановые работы уже были завершены и тому требовалось только собрать вещи и уйти. Работы предполагали лишь монтаж новой системы, но сотрудник компании-вендора хотел упростить себе жизнь, чтобы не возвращаться лишний раз в автозал. В результате система была включена в сеть ненастроенной, что привело к крупной аварии на сети с влиянием на пользователей нескольких филиалов (3G/GPRS) – у их абонентов интернет-страницы открывались не с первого раза, рассказывает менеджер одного из операторов.
Способы мониторинга сети и сами центры управления у операторов сотовой «большой тройки» разные. «Мегафон» в мае 2015 г. запустил в эксплуатацию Единый центр управления сетью (стандартная международная аббревиатура – GNOC, Global Network Operation Center), который позволяет управлять всеми элементами сети в режиме реального времени: опорной и транспортной сетями, сервисными платформами, системами управления и мониторинга, говорит представитель оператора Татьяна Зверева. Он позволяет видеть полную картину того, что происходит в сети по всей стране. Новый центр заменил разрозненные системы, контролировавшие технические или сервисные параметры сети. GNOC включает в себя около 100 систем управления и базируется на двух площадках – в Петербурге и Самаре – с возможностью 100%-ного резервирования всего функционала. Под его управлением работает около 200 000 объектов сети оператора.
Основная функция Федерального центра мониторинга (ФЦМ) «Вымпелкома» – контроль за бесперебойной работой сети, рассказывает руководитель департамента ФЦМ Денис Глазунов. У «Вымпелкома» мониторинг двухуровневый, кроме ФЦМ в него входят региональные центры мониторинга, объясняет Глазунов, они расположены в столицах регионов и следят за работой городских сетей. ФЦМ расположен на двух площадках – в Москве и Ярославле – и отвечает за мониторинг магистральной сети и централизованных платформ (отвечающих за работу таких услуг, как sms/mms/M2M). Сейчас в Ярославле находятся группы мониторинга магистральной транспортной сети (DWDM/SDH), а в Москве – мониторинг магистральной IP-сети и централизованных платформ, мониторинг сети широкополосной передачи данных.
ФЦМ в полностью автоматическом режиме следит за разнообразными показателями работы сети связи, которые рассчитываются до сектора на базовой станции, рассказывает Глазунов. Если происходит инцидент – отсутствует электропитание, оборвались провода, – то специалист службы мониторинга через систему автоматического контроля отслеживает это событие и пытается восстановить работу сервиса. Если сделать это удаленно (без непосредственного доступа к оборудованию) не удается, то на место едет аварийная группа, которая и должна устранить проблему.
Собачья авария
Иногда хлопоты доставляют и сборщики металла, сетует Глазунов. Как-то летом на одном из магистральных колодцев они украли крышку, вспоминает он, а под ней было проложено оптоволокно кольца от Москвы до Сочи. Через пару дней туда упала собака, вылезти не смогла, сидела там, пока не оголодала, и от голода перегрызла кабель. Направление встало, пока сотрудники МЧС не спасли собаку, а потом инженеры компании сделали вставку, говорит он.
Сети операторов сейчас весьма развиты, а покрытие достаточно плотное, поэтому редко когда один инцидент может приостановить работу на участке, отмечает Глазунов. Главная задача мониторинга – оперативно устранить неполадку, чтобы она не повлияла на работу сети. В среднем время реагирования на инцидент – 15 минут, говорит он. За это время локализуется участок аварии, принимаются меры для резервирования критичных потоков трафика. Для каждого вида аварии у оператора есть резервы: в случае отключения электроэнергии это аккумуляторы и дизельные генераторы, рассказывает Глазунов. Если же проблема в оборудовании, то оно задублировано и есть варианты с использованием различных механизмов обхода проблемного оборудования.
Одна из самых распространенных ситуаций, рассказывает Глазунов, когда во время строительства перерубается оптоволоконный кабель. Бывают случаи, когда на отдаленном участке перерубается сразу несколько кабелей и пропускной способности оставшихся не хватает, чтобы обеспечить бесперебойную работу связи. Если оперативно починить кабель не удается, то ФЦМ начинает прорабатывать варианты решения проблемы: установить радиорелейную линию или обратиться к другим операторам и запросить на время свободные емкости в их кабельных трассах. Когда ремонтные работы заканчиваются, поток трафика возвращается обратно.
МТС открыла свой единый федеральный центр управления мобильной и фиксированной сетью в июле 2012 г., инвестиции в его создание составили 27 млн руб., рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Центр расположен в Краснодаре и через него полностью контролируется работа сети МТС во всех регионах России: ведется круглосуточный мониторинг работоспособности сети, управление программным обеспечением, анализ загруженности сети, оптимизация нагрузки, тестирование влияния запуска новых сервисов на работу сети, учет ее ресурсов, говорит Солодовников.
На базе Единого центра управления сетью МТС внедрила систему автоматизированного мониторинга качества связи на основе системы эксплуатационной поддержки нового поколения (NG OSS, New Generation Operations Systems and Software), говорит Солодовников. Оборудование моделирует голосовые вызовы, сессии передачи данных, отправку sms-сообщений и USSD-запросов, что позволяет полностью воспроизвести действия абонента при пользовании услугами оператора. Система собирает эти данные и позволяет осуществлять активный мониторинг качества и доступности услуг передачи голоса, данных и других сервисов МТС, а не просто фиксировать повышенную нагрузку или недоступность элементов сети с помощью традиционных инструментов мониторинга, рассказывает Солодовников. Эти данные используются потом для планирования архитектуры сети и оптимизации программных настроек.