«Евросеть» превратилась из сотового ритейлера в банковского

Доля финансовых услуг в ее выручке впервые превысила поступления от операторов связи
«Евросеть» превратилась из сотового ритейлера в банковского
«Евросеть» превратилась из сотового ритейлера в банковского / Д. Абрамов / Ведомости

«Евросеть» запускает новый финансовый проект: в ее салонах теперь можно открыть и пополнить банковский депозит, рассказал «Ведомостям» президент компании Александр Малис. Работает новая услуга следующим образом. Покупатель оформляет бесплатно карту «Евросети» «Кукуруза» MasterCard или использует уже имеющуюся. К ней привязывается счет в банке – партнере «Евросети» по проекту. При помощи той же «Кукурузы» клиент может снять деньги со счета, также он может пополнять депозит через салоны «Евросети».

Пока партнер «Евросети» в новом проекте лишь один – Первобанк, говорит представитель ритейлера Ульяна Смольская. Рублевые вклады привлекаются на год под 10% годовых. Компания тестировала услугу в течение двух недель в нескольких крупных городах, сказала Смольская: за это время она заключила около 40 000 договоров на открытие депозита. Но, уточняет она, компания рассчитывает, что в будущем к проекту подключатся новые банки.

Это масштабный проект для «Евросети», вопрос подключения других банков зависит только от скорости их технической интеграции в проект, а очередность подключения уже расписана на ближайшее время, подтверждает Малис. Он рассказывает, что соглашение с банком-партнером предусматривает выплату «Евросети» комиссии за привлечение клиентов. Ее размер Малис не раскрывает. Но по итогам года он ожидает, что депозиты будут формировать около 7% выручки от всех финансовых услуг.

Сколько операторы платят «Евросети»

«Вымпелком» заплатил «Евросети» около $36,9 млн (или 1,401 млрд руб.) в 2014 г. «Мегафон», как следует из его отчетности, заплатил 1,274 млрд руб. Для сравнения: условия контракта «Евросети» с «Мегафоном», заключенного в апреле 2009 г., подразумевали выплату $146 млн. Тогда «Евросеть» согласилась за 1,5 года подключить 7,2 млн абонентов.

«Евросеть» оказывает финансовые услуги с 2008 г. Самая популярная – выдача потребительских нецелевых кредитов. Партнеры «Евросети» – Альфа-банк, «Тинькoфф», «Ренессанс кредит», «Банк хоум кредит», «ОТП банк». В структуре выручки финансовые услуги «уже превысили доходы от сотовых операторов», говорит Малис. Но точные цифры он называть не стал. Сама «Евросеть» по итогам 2013 г. раскрывала лишь чистую прибыль – 2,3 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Евросеть ритейл» – основной операционной компании «Евросети» – в 2013 г. составила 79,13 млрд руб.

У «Связного» доля финансовых услуг в валовой прибыли превысила доходы от платежей операторов еще в 2013 г., говорит представитель сети Мария Заикина. Такое распределение доходов позволяет ритейлеру быть стабильным даже в условиях значительных колебаний рынка и сокращения продаж различных категорий портативной электроники, сказала она.

Исторически основным источником дохода для всей сотовой розницы были многомиллионные контракты с операторами: «Евросеть» и «Связной» брали на себя обязательства продать определенное количество sim-карт или обеспечить определенный процент продаж через свою розницу, получая за это крупные авансовые платежи от операторов. Но ситуация поменялась после того, как сотовые компании построили собственные розничные сети, а «Вымпелком» и «Мегафон» стали совладельцами «Евросети». В 2012–2013 гг. операторы стали массово отказываться от практики выплаты авансовых платежей и перешли на выплату комиссий с каждого привлеченного абонента. А размер вознаграждения зависел от того, насколько активно абонент пользуется услугами операторов.

Председатель правления Первобанка Андрей Гончаров говорит, что банку проще и дешевле работать через партнеров, чем выстраивать собственную инфраструктуру. «Евросеть» банк выбрал как крупнейшего игрока, с самым большим количеством салонов и серьезным опытом работы в сфере финансовых услуг. «Это самый качественный способ быстро привлечь клиентов», – сказал Гончаров. Альфа-банк доволен сотрудничеством с «Евросетью», говорит директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств этого банка Дмитрий Жиздюк. Впрочем, считает он, факт превышения доли финансовых услуг над доходами от платежей операторов в структуре выручки «Евросети» вряд ли заслуга именно банков. Сегмент кредитования из-за кризиса падает. Представитель «Тинькофф» также сообщил, что банк доволен сотрудничеством с «Евросетью». Сейчас у «Тинькофф» нет необходимости в новых каналах привлечения депозитов. Существующие работают эффективно, кроме того, у банка накоплен высокий уровень ликвидности, при этом в банке не исключили возможности партнерства по данному продукту в будущем.