Интернет остался единственным растущим медиа в России
Весь рынок рекламы в I квартале упал на 17%Рынок рекламы в России в I квартале по сравнению с тем же периодом 2014 г. упал сразу на 17% до 63,5 млрд руб., сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Именно на оценки этой ассоциации традиционно ориентируются рекламодатели, агентства и СМИ. По данным АКАР, рынок рекламы ушел в минус еще в конце прошлого года, но тогда это было небольшое сокращение (-2% в IV квартале). В этом году существенно упали доходы всех СМИ, кроме интернета.
Больше всего от кризиса пострадала печатная пресса: рекламные доходы издателей газет и журналов в I квартале сократились больше чем на треть до 4,8–5 млрд руб. Рекламные доходы радиостанций – на четверть до 2,4–2,6 млрд руб., операторов наружной рекламы – на 27% до 7–7,3 млрд руб.
Расходы рекламодателей на ТВ, главное российское медиа, сократились в I квартале на 22% до 30,1–30,6 млрд руб.
Единственное растущее российское медиа – это интернет (+9% до 18,1 млрд руб.). Но этот рост достигнут прежде всего за счет роста бюджетов на контекстные объявления, рынок медийной (банерной) рекламы в рунете ушел в минус.
Оценка АКАР более оптимистична, чем неофициальная оценка Vi, которую гендиректор этой компании Сергей Васильев в апреле сообщил на встрече с рекламными агентствами. Он полагал, что весь рынок рекламы сократился на 20%. А вот по рынку ТВ-рекламы оценки Vi и АКАР совпали. Тогда же Васильев рассказал, что во II квартале падение рынка, судя по всему, будет таким же, как и в I квартале. Представитель Vi говорил лишь, что официального прогноза компании на этот год не существует.
На прошлой неделе гендиректор CTC Media Юлиана Слащева сообщила на телеконференции, что в целом по 2015 г. рынок ТВ-рекламы в России сократится на 18–20%. Это значит, что во второй половине года состояние рекламного рынка скорее всего улучшится, уточнила она, падение в III–IV кварталах может составить максимум 15–17%. Это не собственный прогноз CTC Media, а оценки «третьих компаний», в том числе селлера Vi, уточнила Слащева.
Это первый публичный прогноз по рынку рекламы в России до конца года. До сих пор селлеры и холдинги воздерживались от оценок по году, ссылаясь на то, что ситуация слишком быстро меняется.
Сотрудник крупной медиакомпании сообщил «Ведомостям», что знает о прогнозе Vi о снижении рынка телерекламы в 2015 г. на 20%. Во второй половине года селлер ждет улучшения ситуации на рынке, подтвердил собеседник «Ведомостей».
Гендиректор рекламной группы OMD MD PHD Group Андрей Брайович согласился, что сокращение рекламных бюджетов во второй половине года будет меньшим, чем в I–II кварталах. В начале года многие компании боялись, что ситуация в России будет только ухудшаться, объясняет он, но после первых пяти месяцев года стало понятно, что «падение остановилось». Рубль укрепляется и резкого сокращения зарплат бюджетников не произошло, указывает Брайович, все это положительно действует на покупательную способность населения, а значит, на рекламный рынок. Конкретную оценку по I кварталу и в целом по году Брайович назвать отказался.