Иностранным интернет-сервисам не обязательно переносить в Россию персональные данные россиян

Здесь должны храниться только те, что получены после 1 сентября
Иностранным интернет-сервисам не обязательно переносить в Россию все персональные данные своих клиентов-россиян
Иностранным интернет-сервисам не обязательно переносить в Россию все персональные данные своих клиентов-россиян / Д.Абрамов / Ведомости

С 1 сентября 2015 г. торговые онлайн-площадки eBay и AliExpress будут хранить персональные данные российских пользователей на серверах в России, сообщил в понедельник на коллегии Роскомнадзора его руководитель Александр Жаров. Аналогичные намерения есть, по его сведениям, и у Google (слова чиновника процитировал «Интерфакс»). Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил слова шефа. Хранить и обрабатывать персональные данные россиян в России требуют поправки в законы «О персональных данных», «Об информации...» и др., вступающие в силу с 1 сентября 2015 г. Под персональными имеются в виду все данные о российских гражданах, которые используются при регистрации на сайтах, совершении покупок в сети, пересылке почтовых сообщений и т. п.

EBay будет размещать персональные данные о российских пользователях на собственных серверах в России, сообщил гендиректор ее российского офиса Владимир Долгов. Но требования закона распространяются только на новых клиентов, уверен он, так что объем информации, подлежащей хранению в России, на первых порах будет небольшим. В состав этих данных могут войти имя, фамилия, адрес и адрес электронной почты пользователя, считает Долгов.

Обратной силы закон не имеет, подтверждает Ампелонский: базы персональных данных, которые в последний раз изменялись до 1 сентября 2015 г., могут храниться там же, где и сейчас. Однако любое изменение, произведенное в базе (за исключением чтения ее данных), повлечет за собой необходимость ее переноса в Россию, уточняет он. Получается, достаточно изменить или обновить одну-единственную запись в базе данных – и весь массив данных придется переносить на российские площадки.

Дата-центры ждут клиентов

28 процентов составил рост доходов российских дата-центров в 2014 г. – до 12 млрд руб., свидетельствуют данные iKS-Consulting. На столько же увеличилось количество коммерческих серверных стоек – до 25 500. Лидерами по этому показателю iKS-Consulting назвал DataLine (2695 стоек), «дочку» «Ростелекома» ММТС-9 (1449) и «Трастинфо» (1350)

Порядок контроля за датами внесения изменений в базы пока не утвержден, он находится на согласовании и будет утвержден постановлением правительства, говорит Ампелонский.

Первоначально закон предполагал, что новая политика хранения и обработки персональных данных вступит в силу с 1 сентября 2016 г. В сентябре 2014 г. комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал депутатам сдвинуть срок на гораздо более ранний – 1 января 2015 г. Но бизнес не успевал подготовиться к столь стремительному вступлению закона в силу, поэтому в начале декабря 2014 г. Дума установила третий срок – сентябрь 2015 г.

Теоретически можно оставить старую базу данных за границей, а все изменения вносить в специально созданную для этого российскую – но бизнес вряд ли станет пользоваться такой возможностью, считает представитель системного интегратора «Инфосистемы джет» Валентин Крохин, это заметно осложнит технологические и бизнес-процессы – например, встанет проблема дублирующих друг друга записей. А база, в которую невозможно внести изменения, быстро устаревает и перестает быть полезной, констатирует Крохин. Поэтому крупный и средний бизнес полностью перенесет данные в Россию, уверен он.

Российский рынок центров обработки и хранения данных стремительно растет (см. врез). Но хранение данных в России обойдется на 30% дороже, чем в зарубежных дата-центрах, предупреждал Крохин осенью 2014 г.: в России более строгие требования к хранению персональных данных – в частности, нужны сертифицированные средства защиты.

Большая часть российских компаний уже удовлетворяют требованиям закона, а иностранные начали приводить свои IT-системы в соответствие с ним, говорит директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, представляет интересы более чем 100 интернет-компаний) Сергей Плуготаренко.

Представители Google и Ali-Express вчера отказались от комментариев.