Продажи планшетных компьютеров в России сократились

Рынок насытился, планшеты дорожают, а новых функций у них не появляется
Покупатели выбирают между планшетом и фаблетом
Покупатели выбирают между планшетом и фаблетом / Е. Разумный / Ведомости

Продажи планшетов в России в I квартале 2015 г. снизились на 21% по сравнению с тем же периодом 2014 г., следует из материалов «Евросети». Падение в выручке от их продаж составило 32%. По данным «Связного», падение еще глубже – в январе – марте 2015 г. было продано на 25% меньше устройств, чем год назад. В I квартале в России было продано около 1,6 млн планшетов по сравнению с 1,9 млн годом ранее, а в деньгах рынок упал на 37% до 14 млрд руб., говорит представитель «Связного» Мария Заикина.

Продажи планшетов в России по итогам I квартала 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. в штуках действительно снизились, согласен представитель МТС Дмитрий Солодовников. Впервые розница МТС зафиксировала падение в январе 2015 г. (на 17% год к году), а к марту спад только усилился, отмечает он. Заметнее всего сократились продажи планшетов верхнего и среднего ценовых сегментов, но большая часть продаваемых в России планшетов приходится на бюджетный сегмент, говорит Солодовников, продажи таких устройств МТС стимулирует, снижая на них цены и прилагая к ним бесплатные пакеты интернет-трафика. До января 2015 г. продажи планшетов в России только росли: так, в декабре 2014 г., по данным МТС, было продано на 13% больше планшетов, чем годом ранее, рассказывал ранее Солодовников.

В I квартале 2015 г. продажи планшетов выросли только в ценовом сегменте до 5000 руб.: на него пришлось 43% рынка в штуках против 29% годом ранее, рассказывает Заикина. Росту популярности планшетов этой категории способствует широкий ассортимент устройств локальных брендов (так называемых B-брендов), считает она.

По данным IDC, в 2014 г. в Россию было поставлено на 5% меньше планшетных ПК, чем годом ранее, а падение рынка в денежном выражении составило 31,1%, причем падение в выручке началось еще в I квартале 2014 г., отмечала ранее аналитик IDC Наталья Виноградова. Спрос на планшеты в России закончился – в 2015 г. рынок будет падать и в денежном, и в натуральном выражении, прогнозировала она. По ее мнению, продажи падают из-за насыщения рынка, а выручка – из-за расширения предложения бюджетных планшетов. На покупательную способность на рынке планшетов влияет как макроэкономическая нестабильность, так и подорожание устройств многих брендов, произошедшее в конце декабря 2014 г. – начале января 2015 г. Сдерживает продажи и отсутствие существенных новых функций в планшетах последних моделей. Наконец, многие мобильные устройства взаимозаменяемы – сейчас на компактные планшеты наступают смартфоны с большим размером экрана (фаблеты), объясняла Виноградова происходящее.

Сокращение сегмента планшетов связано с высоким уровнем проникновения планшетных компьютеров в России, соглашается Заикина: по итогам 2014 г. на один проданный планшет приходилось три проданных смартфона, тогда как во всем мире приходится пять. При этом планшет не является устройством первой необходимости, от его покупки проще отказаться, чем от приобретения смартфона, считает она. Уже к концу 2014 г. стало очевидным, что рынок планшетов насытился, констатирует Заикина.

Исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин не ждет восстановления продаж планшетов в 2015 г. Никакого прогресса с точки зрения функциональности нет и не ожидается, рассуждает он. Часть рынка, на которую могли бы претендовать планшеты, сейчас захватывают смартфоны со сверхширокими дисплеями, фаблеты, продолжает Луканин. Наконец, не сбылись надежды на то, что планшеты начнут массово заменять компьютеры – ноутбуки, к примеру, хоть и не очень хорошо, но продаются, говорит Луканин.