«Почта России» впервые с 2005 года получила настоящую чистую прибыль

Хотя в 2014 году потратила на зарплаты на 10,5 млрд рублей больше, чем год назад
Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли
Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли / С.Портер / Ведомости

Чистая прибыль ФГУП «Почта России» в 2014 г. превысила 1,2 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор предприятия Дмитрий Страшнов. Годом ранее чистая прибыль была номинальной – 24 млн руб., следует из отчетности почты (есть у «Ведомостей»). В прошлом году она выросла в 50 раз, несмотря на индексацию зарплат, обращает внимание Страшнов: в 2014 г. расходы «Почты России» на оплату труда выросли на 13%, или на 10,5 млрд руб. Если бы не это повышение, чистая прибыль составила бы почти 12 млрд руб.

Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли, предполагает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Ростом чистой прибыли предприятие обязано оптимизации издержек, не сомневается он, но потенциал роста эффективности еще не исчерпан: можно еще и логистику улучшать, и производительность труда увеличивать. Кризис может оказать давление на выручку «Почты России», но может даже повлиять на нее положительно, допускает Васин: столкнувшись с ростом цен в магазинах, покупатели могут попытаться оптимизировать издержки, переориентировавшись на китайский интернет-шопинг, и тогда почта может дополнительно заработать на электронной торговле.

Формально «Почта России» показывала чистую прибыль и в прошлые годы, но с 2008 по 2013 г. она получала госсубсидии на доставку газет и журналов по подписке. Государство ежегодно выделяло почте из бюджета около 3 млрд руб. в обмен на обещание не поднимать тарифы на доставку изданий. В 2011 г. субсидии составили 3,04 млрд руб., в 2012 г. – 3,2 млрд руб., а в 2013 г. – 2,5 млрд руб. За вычетом этих сумм предприятие было бы убыточным.

Последний раз такие субсидии «Почта России» получила в 2013 г. – на подписку в первом полугодии 2014 г., говорит ее представитель. Таким образом, без учета субсидий прошлый год стал первым с 2005 г., когда почта получила чистую прибыль. (В 2006 и 2007 гг. субсидий не было, но ФГУП получал чистый убыток.)

Завершить прошлый год с чистой прибылью предприятию удалось благодаря сокращению операционных затрат (кроме заработной платы) на 6%, рассказывает Страшнов. Сокращение было проведено еще до того, как президент попросил госкомпании урезать расходы, подчеркивает он. Сейчас «Почта России» работает без финансовой поддержки со стороны государства и в отличие от многих других госкомпаний просить такой поддержки, несмотря на кризис, пока не планирует, заявляет Страшнов.

Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли

Выручка предприятия увеличилась в прошлом году на 5,5% до 140,3 млрд руб., следует из его отчетности. Это чуть ниже обозначенного в стратегическом плане целевого показателя в 146 млрд руб., но и затраты сократились гораздо сильнее, чем было предусмотрено стратегией, говорит Страшнов. В итоге чистая прибыль оказалась намного больше, чем предписано в стратегии (планировалось 45 млн руб.).

Снижение операционных затрат, повышение зарплат, рост тарифов – все это в целом соответствует стратегии, описанной в отчете «Почты России» за 2013 г., говорит руководитель практики розничной торговли Accenture Михаил Першин. Компания активно инвестирует в развитие технологий, проводит модернизацию и это окупается, замечает он.

Рост чистой прибыли, при том что затраты на увеличение зарплат выросли более чем на 10,5 млрд руб., – достижение, уверен старший аналитик Национального рейтингового агентства Ирина Григорьева. В 2013 г. «Почта России» повышала зарплаты работникам основного производственного персонала в городах-миллионниках, но тогда затраты на персонал выросли всего на 1,3 млрд руб., напоминает она, а в 2014 г. зарплаты были повышены всем сотрудникам предприятия. Важным Григорьева считает и то, что снижение прочих затрат не сказалось на качестве услуг – наоборот, контрольные сроки доставки корреспонденции стали выдерживаться точнее благодаря улучшениям в логистике и IT.