BlackBerry установила антирекорд по выручке

Она оказалась самой низкой за последние восемь лет
В условиях падения популярности своих смартфонов BlackBerry активно развивает направление корпоративного ПО/ L.Pitarakis/ AP

Выручка BlackBerry в IV квартале сократилась по сравнению с прошлогодней примерно на треть и составила $660 млн, говорится в опубликованной в пятницу отчетности компании. Накануне аналитики скорректировали свои прогнозы ее финансовых показателей в сторону уменьшения, но и после этого они ожидали, что выручка составит около $782 млн. Особенно удручающим показатель выглядит в сравнении с результатом 2011 г., когда доход компании превысил $5 млрд.

Зато прибыль BlackBerry оказалась существенно выше, чем прогнозировалось. Скорректированная прибыль составила $20 млн, или 4 цента на акцию, во многом из-за сокращения затрат более чем на 20% по сравнению с прошлым годом. Аналитики прогнозировали квартальный убыток в 4 цента на акцию. Кроме того, компании удалось добиться положительного денежного потока в размере $76 млн, тогда как год назад ее денежный поток был отрицательным – минус $784 млн.

Гендиректор BlackBerry Джон Чень подчеркнул, что ему было важно продемонстрировать устойчивость финансового положения компании, чтобы у крупных корпораций и правительственных организаций не было сомнений в целесообразности покупки ее программных продуктов. «Финансовая составляющая бизнеса у нас в порядке, – заявил Чень. – Важно, чтобы это было ясно клиентам».

В условиях падения популярности своих смартфонов BlackBerry активно развивает направление корпоративного ПО, и руководители многих компаний, покупающих это ПО, отзываются о нем с одобрением. Одно из приложений BlackBerry позволяет осуществлять централизованный контроль за использованием мобильных устройств сотрудников, причем поддерживаются различные аппаратные платформы, включая смартфоны самой BlackBerry, Apple iPhone и устройства на базе ОС Android. Кроме того, новые программы BlackBerry позволяют рассчитывать использование сотрудниками смартфонов в служебных и личных целях и выставлять им счета. Есть в арсенале BlackBerry и средства для защиты мобильных коммуникаций от прослушивания. Хотя корпоративные клиенты признают все эти продукты весьма полезными, их беспокоит долгосрочная перспектива бизнеса BlackBerry.

Недавно канадская компания выпустила две новые модели смартфонов – заключенный в квадратный корпус Passport и имеющий более привычную форму Classic. Однако эти устройства не пользуются популярностью – за IV квартал компания продала всего 1,6 млн смартфонов, т. е. примерно вдвое меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Аналитики прогнозировали продажи на уровне 1,9 млн штук, но и это число выглядит ничтожным по сравнению с показателями Apple, продавшей за последний квартал 74,5 млн устройств iPhone. В 2008 г. на долю BlackBerry приходилось около 20% всех продаваемых в мире смартфонов, сейчас, по оценке IDC, ее доля не достигает и 1%.

Выручка BlackBerry от продажи ПО за три месяца составила $67 млн, увеличившись по сравнению с прошлогодней на 20%. В текущем финансовом году руководство компании надеется выручить за счет продажи софта примерно $500 млн, хотя некоторые аналитики считают этот план слишком оптимистичным.

«Многие настроены скептически, и я могу их понять, – говорит Чень. – Мы наметили очень резкий взлет, но мы уверены, что сможем его обеспечить». Около $100 млн руководство BlackBerry рассчитывает выручить в этом году от продажи коммуникационного приложения Messenger, пользующегося популярностью в ряде азиатских стран.

FT, 27.03.2015, Александр Силонов