Рекламные щиты оставят на дорогах

Шувалов поручил Минпромторгу опубликовать разъяснения о добровольном применении ГОСТа, регулирующего размещение рекламы на дорогах
ГОСТ на рекламные конструкции устарел
ГОСТ на рекламные конструкции устарел / Е. Разумный / Ведомости

Первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов поручил Минпромторгу опубликовать разъяснения о добровольном характере применения ГОСТа, регулирующего правила размещения наружной рекламы в России. Об этом говорится в протоколе совещания, которое состоялось 16 марта под руководством Шувалова (протокол имеется в распоряжении "Ведомостей").

Также по итогам совещания Шувалов поручил рассмотреть действующие в России нормы, изучить зарубежный опыт, в частности Германии и Финляндии, с точки зрения безопасности дорожного движения. После проведенного анализа предоставить правительству предложения о целесообразности внесения изменений в действующие нормы. Минпромторгу, Минстрою, ФАС и Росстандарту на основании предложений, разработанных на "открытом правительстве", Шувалов поручил разработать предложения о внесении изменений в ГОСТ.

Поводом для совещания стали письма мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действие ГОСТа до создания технического регламента, который отвечал бы современным техническим требованиям.

ГОСТ Р 52044-2003 («Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений») был принят в 2003 г. Его требования сильной устарели, жаловались ранее операторы наружной рекламы. В частности, ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее 5 м от края автомобильной дороги, а также предусматривает запрет на установку щитов формата 3х6 м ближе чем за 100 м от дорожного знака или светофора. «В пределах МКАД нет автомобильных дорог, где плотность расстановки знаков дорожного движения и светофоров составляла бы <...> более 100 м», – говорилось в письме Собянина.

В 2012 г. правительство Москвы утвердило схему, согласно которой в столице должны размещаться рекламные щиты. При составлении схемы чиновники ссылались на ГОСТ как на документ, который носит рекомендательный характер, говорил "Ведомостям" бывший руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. По оценке департамента, более 90% рекламных конструкций не соответствуют ГОСТу.

В конце прошлого года ГИБДД начала массовые проверки конструкций. При выявлении несоответствий ГОСТу инспекция подает иск в суд на оператора нужной рекламы. Массовые проверки начались после решения правительственной комиссии, которая также проходила под руководством Шувалова. На ее заседании обсуждались вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения. Если бы ГИБДД продолжила настаивать на безусловном выполнении ГОСТа, Москва могла бы лишиться существенного дохода – по итогам аукциона, который провел за последние два года департамент СМИ и рекламы, операторы обязались выплатить в бюджет почти 100 млрд руб. в период 2013–2023 гг.

Но необходимость размещения дорожных щитов с точки зрения безопасности дорожного движения в правительстве не отрицают. Шувалов также поручил МВД России провести статистический анализ зависимости мест дорожно-транспортных происшествий от размещения наружной рекламы на дорогах.