«Яндекс» попросил государство помочь одолеть Google
«Яндекс» пожаловался на Google в Федеральную антимонопольную службу. Тем самым он признал, что проигрывает американцам на рынке мобильного интернет-поискаОбратившись в ФАС, «Яндекс», по сути дела, признал, что проиграл Google в борьбе за мобильный рынок, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Раньше «Яндекс» договаривался с небольшими производителями устройств о предустановке своих сервисов: от этого выигрывал и он сам (такая стратегия помогала удерживать долю рынка), и производители устройств, которые зарабатывали на контракте с российской компанией больше, чем с Google. Но недавно Google прикрыл эту лазейку, и «Яндекс» был вынужден пойти на последний шаг - обратиться к регулятору. Обращение в ФАС - обоюдоострое решение, полагает Венгранович: служба может обратить внимание и на сам «Яндекс», занимающий на рынке контекстной рекламы положение, близкое к монопольному.
Рост замедляется. 21
процент составил рост выручки «Яндекса» в IV квартале 2014 г. к тому же периоду 2013 г. Годом ранее прирост был более внушительный - 37%. За квартал «Яндекс» заработал 14,7 млрд руб., за весь прошлый год - 50,8 млрд руб. (+29%). Замедлились и темпы роста базы рекламодателей: в IV квартале их стало на 14% больше, чем годом ранее, - 317 000, а прежде рост составлял 20-30%
«Яндекс» попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить, не нарушает ли Google российское антимонопольное законодательство, сообщила российская компания и подтвердил «Ведомостям» начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. Речь в заявлении идет о возможном ущемлении права «Яндекса» распространять приложения на мобильных устройствах, работающих под управлением созданной Google операционной системы Android.
Обычно ФАС решает, возбуждать ли дело о нарушении антимонопольного законодательства, в течение месяца. На сей раз служба постарается справиться скорее, поскольку следила за ситуацией на рынке поиска и жалоба «Яндекса» для нее не новость, говорит Кудрявцев.
«Яндекс» хочет, чтобы список сервисов, которыми пользуются владельцы устройств, - поиск, карты, почта и др. - не зависел от операционной системы. Больше всего компанию волнует вопрос о предустановке этих приложений на мобильные устройства под управлением Android - смартфоны и планшеты. Предустановленным считается приложение, которое человек получает вместе с приобретенным устройством. Предустановка сервиса - это способ его продвижения, и разработчики платят за нее производителям устройств или софта (например, браузеров). Люди не привыкли менять настройки телефона и пользуются тем, что на нем уже установлено, объясняет представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. А установлено всюду разное: скажем, на устройствах Android поисковик «Яндекса» (который приходится устанавливать вручную) обрабатывает всего 44% запросов, а на Nokia X (где «Яндекс» установлен по умолчанию) - 76%, делится она данными компании.
Производитель смартфона или планшета на базе Android волен установить туда любой сервис. Но если он хочет, чтобы в устройстве присутствовали в том числе ключевые сервисы Google, например онлайн-магазин приложений Google Play (без доступа к которому покупать устройство на базе Android нет смысла), то обязан согласиться на ее условия, утверждает «Яндекс». Производитель получает от Google закрытый пакет технологий Google Mobile Services (в него входит и Google Play) в обмен на ограничения, которые ему навязывает американская компания, вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами, объясняет «Яндекс».
С такими ограничениями «Яндекс» столкнулся в прошлом году, когда три производителя смартфонов - Fly, Explay и Prestigio - отказались устанавливать его сервисы на свои устройства. Все трое сослались на Google, выдвинувшего такое условие. «Яндекс» же считает, что установка сервисов для пользователей не должна быть условием предоставления производителю Google Mobile Services и Google Play. «И уж тем более Google не должен запрещать предустановку приложений конкурентов», - настаивает Мелкумова.
Если ФАС признает Google нарушителем антимонопольного законодательства, то может предписать ему исключить из соглашений с производителями пункты, запрещающие устанавливать на их устройства приложения и сервисы других разработчиков, сказал Кудрявцев «Интерфаксу».
Представитель Google Светлана Анурова говорит лишь, что у пользователей всегда есть выбор, какие приложения и сервисы использовать на устройствах Android. Отношения Google с производителями устройств она не комментирует. Человек, близкий к Google, добавляет, что производители сами решают, какие сервисы устанавливать на свои устройства. Но ранее гендиректор Explay Эдуард Ващенко говорил «Ведомостям», что отказ от предустановки конкурирующих с Google приложений - одно из стандартных условий соглашения производителей с американской компанией. То же самое рассказывал сотрудник другой компании - производителя мобильных устройств.
«Яндекс» доминирует на российском рынке поиска с долей в 58,9% (данные LiveInternet за январь 2015 г.), доля Google - 32,8%. Но тенденция не в пользу российского поисковика. За год доля «Яндекса» на этом рынке снизилась на 3 п. п., тогда как доля Google, напротив, выросла на 6 п. п.
Это во многом следствие роста популярности операционной системы Android, под управлением которой работает более 80% используемых в России смартфонов (оценка «Яндекса»).
Недавно аналитики инвестбанков Morgan Stanley, Goldman Sachs и Raiffeisen Centrobank снизили рекомендации по акциям «Яндекса», а два банка из трех посоветовали инвесторам продавать эти бумаги. Они обосновывали свои рекомендации не только ухудшением ситуации в экономике и на рекламном рынке, но и тем, что «Яндекс» стал проигрывать Google на рынке поиска в мобильных устройствах. А доля мобильной аудитории растет: сейчас, по оценке аналитиков Morgan Stanley, на нее приходится 25% всего интернет-трафика, а через два года будет уже 50%. Аналитики считают, что «Яндексу» будет сложно исправить ситуацию, учитывая, что Google контролирует такие крупные источники трафика, как устройства Android, магазин приложений Google Play и видеохостинг YouTube. А аналитики Raiffeisen Centrobank в недавнем отчете прямо заявили, что не видят иного способа решить проблему, кроме вмешательства регулятора. Если российские регуляторы признают, что Google использует неконкурентные методы борьбы, это может снизить давление на «Яндекс», говорится в отчете банка.
Впрочем, на финансовых показателях «Яндекса» проблемы с мобильным рынком пока не отразились, считает Венгранович. Скорее на них влияет экономический кризис, который повышает валютные риски и создает неопределенность на рекламном рынке. А тот мобильный трафик, который у «Яндекса» есть, неплохо монетизируется: во время вчерашней телеконференции основатель и гендиректор компании Аркадий Волож сообщил аналитикам, что в IV квартале 2014 г. пользователи мобильных устройств обеспечили 24% всего трафика «Яндекса» (против 23% в III квартале), а доля такого трафика в выручке выросла с 16 до 18%.
Условия, которые Google ставит производителям мобильных устройств, встречают противников и за пределами России. В декабре 2014 г. Еврокомиссия привлекла «Яндекс» свидетелем по делу против Google. Комиссия изучает, есть ли у независимых от Google разработчиков приложений свободный доступ к Google Play. В частности, европейских чиновников смущает требование Google размещать его приложения на всех устройствах Android (на главном экране Android-фонов и планшетов обычно размещены Google Play, карты Google Maps, почта Gmail, облачное хранилище данных Google Drive, видеохостинг YouTube и браузер Chrome).