Великобритания начнет испытания автомобилей-роботов на обычных дорогах

Пока даже разработчики сомневаются, что потребители легко примут новую технологию
Cathal McNaughton/Reuters
Cathal McNaughton/Reuters

Со следующего лета на дорогах Великобритании появятся беспилотные автомобили. Правительство страны одобрило испытания машин-роботов на дорогах общего пользования, чтобы поощрить технологические компании, передает Reuters. Тестирование автономных машин будет разрешено при условии, что за рулем транспортного средства будет находиться человек, имеющий возможность при необходимости взять на себя управление, заявило министерство транспорта страны.

Законодательство большинства стран запрещает использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования, уточняет Financial Times. Только в четырех штатах США были приняты законы, разрешающие тестирование машин-роботов. При этом еще в 15 американских штатах подобные законы отклонили.

Министерство транспорта Соединенного Королевства не нашло никаких юридических препятствий для проведения испытаний технологии на британских дорогах. Венская конвенция о дорожном движении требует от водителей постоянно контролировать свои транспортные средства, что препятствует проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования. Великобритания подписала, но не ратифицировала конвенцию. Евросоюз сейчас также хочет внести в конвенцию поправки, чтобы дать возможность развивать технологию.

Британское правительство хочет к лету 2017 г. внести поправки в законодательство страны, чтобы обеспечить ясность с уголовной и гражданской ответственностью при использовании автономных автомобилей — например, при авариях и прохождении техосмотра. Сейчас правительство готовит нормы и правила для беспилотных машин, которые будут опубликованы весной и позволят с лета проводить испытания на дорогах всей страны. «Великобритания должна быть на переднем крае работы над этой увлекательной инновацией, чтобы воспользоваться технологией, способной преобразить наши дороги, и найти новый маршрут для глобальных инвестиций», — заявила министр транспорта Клэр Перри.

Cathal McNaughton/Reuters
Десятиместный маршрутный микроавтобус будет ездить в беспилотном режиме по пешеходным зонам / Suzanne Plunkett/Reuters

Предполагается, что автономные транспортные средства позволят значительно повысить безопасность дорожного движения и снизят число аварий, более 90% которых вызваны человеческими ошибками, а также облегчат вождение в пробках. Разработки технологий беспилотного вождения проводят многие автопроизводители — от Audi до Tesla. В январе Daimler представил концепт самоуправляемого автомобиля Mercedes-Benz F015, у которого кресла передних и задних пассажиров полностью разворачиваются лицом друг к другу.

Британская автомобильная промышленность активно растет — объем экспорта автомобилей удвоился за последние 10 лет — и законодатели надеются, что технологии беспилотных автомобилей помогут поддерживать сектор в грядущие десятилетия. По данным британского правительства, мировая индустрия беспилотных автомобилей достигнет оборота в $1,37 трлн к 2025 г. и автопроизводители вроде Daimler будут соперничать с технологическими фирмами, среди которых интернет-гигант Google.

Решение о тестировании автономных машин на дорогах общего пользования сопровождает 19 млн фунтов госинвестиций в развитие технологии в четырех британских городах. Два проекта осуществляются в Гринвиче, уточняет FT: разработка 10-местного автоматического маршрутного микроавтобуса, который будет ездить по пешеходным зонам, и система полностью автоматической парковки. В Милтон Кейнс, в партнерстве с городом Ковентри и компаниями, в числе которых Jaguar Land Rover, разрабатываются автономные транспортные средства для обычных дорог и компактные машины-коконы для городов.

«Речь идет о развитии мобильности на урбанизированных территориях с помощью различных средств, — сказал старший научный сотрудник лаборатории транспортных исследований Ник Рид, руководитель технических разработок в Гринвиче (цитата по FT). — Мы хотим проверить новую технологию в сложных городских условиях и посмотреть, как на это отреагируют люди».

Общественная реакция является ключевым фактором. Автомобильные клубы, в том числе участвующие в текущих разработках автономных машин, предупреждают, что совсем не очевидно, что потребители на самом деле захотят отказаться от удовольствие вождения, не говоря уже о ранних стадиях развития технологии. Автомобилистам понадобится твердая уверенность, что технология надежна и достаточно безопасна, чтобы они уступили «автопилоту» управление своим транспортным средством, заявил автомобильный клуб RAC.

В рамках еще одного проекта в Бристоле и Южном Глостершире при помощи моделирования и натурных испытаний на открытых и частных дорогах будут изучаться возможные последствия для страховщиков беспилотных транспортных средств. Пока законодательные и нормативные проблемы непомерно сложны, отмечает британское издание. Как и этические дилеммы — например, как автомобиль-робот будет реагировать в ситуациях, где нужно выбирать между столкновением с деревом, велосипедистом или другим автомобилем?