Успех альтернативных платежных систем определяется простотой использования - FT


Чтобы новая платежная технология стала популярной, нужно время. Банковские карты, на которые сейчас приходится половина платежей в США и Великобритании, появились полвека назад, но в глобальном масштабе наличные по-прежнему доминируют. Доля PayPal в мировых интернет-платежах - лишь 10%, хотя ей уже 15 лет, говорит старший вице-президент консалтинговой фирмы Virtusa Боб Грэм.

Сейчас у интернет-платежей хорошие шансы, поскольку розничные клиенты ищут более удобные способы оплаты, а бизнес - более эффективные механизмы обработки счетов и платежей.

Развитие электронных платежей тормозят прежде всего издержки. Ритейлерам приходится тратиться на устройства для работы с картами, банкам - на программное обеспечение. Чтобы оправдать инвестиции, должно быть достаточно инфраструктуры - от карт и мобильных приложений до считывающих устройств, турникетов и сайтов.

Все это не отпугивает новичков. На мобильное приложение Apple Pay, позволяющее совершать бесконтактные платежи, только за первую неделю продаж новых iPhone подписалось миллион человек. Предлагают мобильные платежи и британские сервисы PayM и Pingit (принадлежит Barclays), и шведский Swish (принадлежит SEB).

Платежные системы должны быть простыми в использовании, утверждает специалист по технологиям PA Consulting Джон Скиппер. Потенциальных клиентов отпугивают возможные трудности при использовании новинок. По словам Скиппера, именно благодаря простоте в использовании Pingit популярен у клиентов Barclays. Но этот продукт плохо совместим с платформами других банков, и поэтому его распространение ограничено. По этим же причинам не спешат инвестировать в новые технологии ритейлеры, ожидая появления глобальных стандартов.

Самые большие возможности для новых технологий открывают смартфоны. Чтобы заплатить картой, придется на смартфоне набирать ее номер и адрес, что не всегда удобно, говорит директор по маркетингу Capgemini Financial Services Джин Лассинярди, поэтому у электронного кошелька или PayPal хорошие перспективы.

Чем больше услуг можно оплатить по мобильному - от скачивания музыки до заказа такси, жилья и еды, тем больше производителям приходится думать не только про софт и платежные технологии, но и о том, как сделать систему, которая вызывала бы доверие. В этом залог успеха, например, онлайн-сервиса по заказу такси Uber и сервиса по аренде жилья Airbnb.

«Использование отелем дополнительных платежных систем не добавит бизнесу стоимости, хотя уменьшит раздражение клиентов», - говорит консультант Capgemini Дебора Бэксли.

Крупные корпорации соперничают с банками за контроль над альтернативными платежами, говорит специалист по платежам Gartner Кристоф Юзюро. У них к тому же будет доступ к данным о привычках клиентов - их покупках, посещении тех или иных мест и участии в программах лояльности.

Следующим шагом могут быть «умные интернет-кошельки», которые предложат пользователю лучший банк, карту или платежную схему, учитывая специальные предложения, бонусные баллы, процентные ставки и валютные курсы, полагает управляющий директор Accenture Payment Services Мэтью Френд.

FT, 4.12.2014, Татьяна Бочкарева