Google и Microsoft создадут карты фавел Рио-де-Жанейро
Более половины из 1,5 млн жителей фавел Рио-де-Жанейро регулярно пользуются интернетомВ течение десятилетий фавел, густонаселенных бедных районов, не было ни на одной карте Рио-де-Жанейро, хоть там и проживает примерно четверть населения города. Чиновники относились к этим неофициальным поселениям как к бельму на глазу и отказывались посылать туда картографов или присваивать им официальные адреса. Но раздосадованные местные жители начали составлять карты самостоятельно, надеясь заставить власти предоставлять им больше социальных услуг.
Теперь их попытки получили импульс со стороны двух крупнейших технологических компаний. Google и Microsoft несколько месяцев назад начали составлять карты нескольких фавел Рио-де-Жанейро. Благодаря огромной помощи местных общественных организаций компании планируют нанести на карты все - от извилистых узких улочек до дыр в стенах прачечных. «Нанести фавелы на карту и представить их онлайн по-настоящему важно, чтобы сделать их открытыми и сделать их частью города», - говорит Эстебан Валтер, директор по маркетингу Google в Латинской Америке.
Также это может оказаться выгодным делом. Поэтому некоторые местные группы жалуются, что технологические компании используют их усилия и пополняют базы данных местными организациями в надежде получить прибыль.
Бесспорно, бразильские фавелы, когда-то известные в основном преступностью и беспорядком, стали представлять экономическую возможность. За последнее десятилетие программы социального обеспечения и сырьевой бум помогли десяткам миллионов бразильцев выйти из нищеты. Согласно данным Google, более 85% из 1,5 млн жителей фавел Рио-де-Жанейро теперь имеют мобильные телефоны, а более 50% - регулярно выходят в сеть. Заполучить в качестве клиентов их и других новых владельцев мобильных телефонов в развитых странах становится критически важно, поскольку рынки США и Европы уже сформировались.
Технологические компании до сих пор ищут способы заработать на картографических сервисах. Им будет легче получить информацию о пользователях, показывать рекламу и продавать приложения, если люди начнут пользоваться их картами. «Многие компании занимаются этим, поскольку знают, что эти люди - клиенты и они больше не исключены из экономической системы Бразилии, - говорит Роналдо Рамос, директор Института технологий и общества в Рио-де-Жанейро. - Наносить фавелы на карту - это хороший бизнес».
В Рио-де-Жанейро Microsoft сотрудничает с местными организациями и городскими чиновниками, чтобы сделать карты двух фавел - Видигал и Маре, говорит Лусио Тиноко, директор поисковой системы Bing в Бразилии. Сотрудники Microsoft вместе с добровольцами из местных сообществ ходят по улицам фавел со смартфонами, заходят в интересующие их объекты - школы, магазины, пекарни - и загружают их координаты в базу данных Bing. К концу года Microsoft планирует создать карты около 40 фавел Рио-де-Жанейро, а также хочет заняться подобными проектами и в других развивающихся странах.
Google работает таким же образом в трех фавелах - Росинья, Кажу и Видигал. В основном она сотрудничает с местной некоммерческой организацией AfroReggae. С помощью смартфонов и приложения MapMaker добровольцы фотографируют объекты и вносят их координаты в базу данных. В конечном итоге они должны появиться на картах Google.
При создании карт густонаселенных, холмистых фавел не может не возникнуть трудностей. У многих улиц нет официальных названий, поэтому приходиться их узнавать у местных жителей. Например, одна из улиц в фавеле Маре, находящейся недалеко от международного аэропорта Рио-де-Жанейро, названа в честь электрика, который когда-то там жил. А в некоторых случаях добровольцам приходится сначала посылать посредников, чтобы договориться с местными преступниками и те разрешили сделать карту их территории.
Google и Microsoft отказываются раскрывать, сколько они тратят на эти проекты. Местные организации уверены, что заслуживают щедрого вознаграждения за свои усилия. Так, организация Redes da Mare начала делать карту фавелы Маре в 2011 г. Элиана Силва, директор организации, и ее сотрудники кропотливо наносили на карту каждую улицу фавелы, а затем отнесли ее властям города. В итоге, те добавили ее на официальную карту Рио-де-Жанейро. По словам Силвы, Microsoft предложила ее группе около $4400, но она отказалась. «Эта работа занимает много времени, и она очень тяжелая. Почему мы должны делать ее почти бесплатно? Это неуважение, - говорит Силва. - Я хотела найти средства для финансирования продолжения работы над проектом, а они хотят загрузить данные в Bing и делать деньги на этом».
Представитель Microsoft отказался это прокомментировать.
Но коммерческую выгоду от проекта видят не только крупные компании. Например, дона Рибейро, владелица прачечной в фавеле Росинья, рекламирует свой бизнес по радио и хочет увеличить число клиентов. «Если бы моя прачечная была на карте, о ней бы знало больше людей, - говорит она. - Многие люди живут здесь уже много лет, но не слышали о моем бизнесе. Росинья действительно очень большая».
Перевел Алексей Невельский