После IPO Alibaba четыре из десяти крупнейших интернет-компаний будут азиатскими

С капитализацией около $165 млрд китайская компания будет занимать второе место по стоимости после Google и Facebook
Brent Lewin
Brent Lewin / Bloomberg

В четверг после закрытия торгов в США китайская интернет-компания Alibaba проведет первичное размещение своих акций, а в пятницу они начнут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Ее рыночная капитализация, по оценкам, составит $165 млрд, и по этому показателю она будет уступать только Google и Facebook.

Alibaba пополнит список ведущих азиатских технологических компаний; после ее IPO, по подсчетам S&P Capital IQ, из десяти крупнейших публичных интернет-компаний мира четыре будут азиатскими.

Самая дорогая в этом списке - Google с капитализацией $390,5 млрд, у Facebook она равна $193,9 млрд, у Amazon - $149,6 млрд. Помимо Alibaba из азиатских интернет-компаний в топ-10 можно включить Tencent ($147,6 млрд), Baidu ($73,9 млрд) и JD.com ($39,5 млрд).

В этом году IPO провели уже 26 компаний из Китая, Японии и Южной Кореи. По данным Dealogic, им удалось привлечь $4,45 млрд. После выхода на биржу Alibaba эта цифра должна увеличиться примерно до $25 млрд. Для сравнения: в 2014 г. 21 американская интернет-компания в результате IPO привлекла $3,2 млрд, а девять британских интернет-компаний - $4,7 млрд.

Фондовый рынок является важным индикатором того, как быстро развиваются интернет-компании в Азии. Во многом их рост обусловлен стремительным расширением бизнеса в Азии. Согласно данным Международного союза электросвязи ООН, около 45% из 3 млрд интернет-пользователей - это жители Азии. Только в Китае более 500 млн человек выходят в сеть со смартфонов. По оценкам исследовательской компании Webcertain Group, к концу года число пользователей социальных сетей в Азиатско-Тихоокеанском регионе достигнет 1 млрд человек. Это в пять раз больше, чем в Северной Америке.

По словам Джозефа Чена, гендиректора китайской социальной сети Renren стоимостью около $1,2 млрд, сам размер Китая способствует увеличению рыночной капитализации местных компаний. «Это та же самая технология, но когда вы применяете ее в Китае, она стоит дороже», - говорит он.

Прекрасным примером этого является Baidu. На долю ее поисковой системы приходится 79% интернет-запросов в Китае. Но в других странах, даже в соседней Японии, ею мало кто пользуется. Тем не менее в июле компания запустила поисковый сервис в Бразилии и планирует сделать это в Египте и Таиланде.

Как отмечает Мэтт Ченг, основатель венчурной компании Cherubic Ventures, за последнее десятилетие интернет-бизнес сильно изменился, особенно в Китае. В этой стране есть несколько многообещающих стартапов, а также огромное множество тех, что копируют американские интернет-компании. Ченг уверен, что крупнейшие венчурные капиталисты США начнут приобретать доли в китайских интернет-компаниях. «Конкуренция становится по-настоящему ожесточенной», - говорит он.

Перевел Алексей Невельский