МТС возвращается в Узбекистан после двух лет отсутствия

МТС возвращается в Узбекистан после двух лет отсутствия. Компании удалось вернуть изъятое у нее оборудование и частоты
МТС до конца года обеспечит связью своих узбекских абонентов
МТС до конца года обеспечит связью своих узбекских абонентов / Владимир Поморцев / Photoxpress

В мае 2014 г. основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков на Петербургском экономическом форуме заявил о скором возвращении МТС в Узбекистан. Он утверждал, что согласованы все условия, кроме одного, технического, связанного с частотами.

ОАО «Мобильные телесистемы»

Оператор связи. Основной акционер - АФК «Система» (52,8%), остальное торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже и на Московской бирже. Капитализация - $17,72 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2013 г.): выручка - 398,4 млрд руб., чистая прибыль - 76,1 млрд руб.

МТС подписала мировое соглашение с Узбекистаном, говорится в сообщении компании. Договор предусматривает создание совместного предприятия, в котором 50,01% получит МТС, а оставшиеся 49,99% будут принадлежать Государственному унитарному предприятию при Госкомсвязи Узбекистана. Новой компании узбекские власти обещают передать все имущество, оборудование и инфраструктуру, принадлежавшие ранее «Уздунробите» - дочерней компании МТС. По этому соглашению власти также предоставят оператору лицензии на услуги мобильной связи второго, третьего и четвертого поколения, необходимые частоты и номерную емкость, а также выдадут все разрешения «в полном объеме». О каких частотах идет речь, МТС не раскрывает. Представитель МТС Алексей Меркутов уточняет, что компания примет участие в создании совместного предприятия на безвозмездной основе, а лицензии новый оператор получит на максимально допустимый узбекским законодательством срок действия. Запуск сети МТС в Узбекистане в коммерческую эксплуатацию состоится до конца 2014 г., прогнозирует оператор в своем сообщении.

Мировое соглашение МТС и Узбекистана регулируется английским правом, говорится в сообщении оператора, а если у сторон возникнут споры, они будут рассматриваться в международном арбитраже при Международной торговой палате в Париже (ICC). Кроме того, МТС и Узбекистан совместно направят в международный арбитраж при Всемирном банке (ICSID) заявление о прекращении разбирательства между ними, которое МТС инициировала в 2012 г.

До лета 2012 г. МТС работала в Узбекистане через свою «дочку» - «Уздунробиту». Но в июне 2012 г., после бегства из страны ее гендиректора Бехзода Ахмедова, на компанию началось давление. По обвинению в уклонении от уплаты налогов и финансовых махинациях были арестованы несколько менеджеров «Уздунробиты», претензии к компании предъявили местные антимонопольные и налоговые органы. Узбекское агентство связи сначала приостановило действие лицензий оператора (в июле 2012 г.), а потом по решению суда и вовсе аннулировало их. Узбекские власти оценили ущерб, нанесенный бюджету страны действиями менеджмента «Уздунробиты», в $1,35 млрд, и в сентябре 2012 г. суд постановил национализировать компанию в счет возмещения этого ущерба. Компания была обанкрочена, а ее имущество и оборудование передали на хранение государственному «Узбектелекому», после того как государство не смогло продать их на аукционе.

Похожим образом ситуация развивалась с бизнесом МТС в Туркмении: в декабре 2010 г. местное минсвязи отозвало у ее «дочки» BCTI лицензию, после чего оператор не работал в Туркмении больше полутора лет, а в августе 2012 г. МТС вернулась на этот рынок, получив трехлетние лицензии на GSM и 3G-связь.

Опыт Туркмении показывает, что возвращение может быть удачным, но восстановление бизнеса происходит не быстро, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По его словам, после возвращения в Туркмению показатель рентабельности по EBITDA у МТС вернулся на прежний уровень за год. Однако выручка оператора до сих пор составляет примерно половину от того, что он зарабатывал до ухода из региона. Рынок Узбекистана генерировал чуть меньше 4% ее выручки и чуть больше 4% EBITDA, напоминает Либин.