«Почта России» расширит логистический центр во Внукове
«Почта России» расширит логистический центр во Внукове, на порядок увеличив его мощность и потратив на это 2 млрд руб. Поставит и установит комплект японская Toshiba CorporationToshiba стала победителем открытого тендера «Почты России» на поставку оборудования для расширения ее логистического центра во Внукове, рассказала «Ведомостям» представитель почты Елена Диденко. По ее словам, цена контракта составит около 2 млрд руб. на период 2014-2015 гг., а после завершения проекта центр станет крупнейшим в Восточной Европе почтовым хабом.
В тендере «Почты России» с начальной ценой 40,5 млн евро (1,922 млрд руб.) кроме Toshiba участвовала итальянская Selex - ее оборудование стоит сейчас в запущенном в прошлом году первом корпусе логистического центра. Судя по протоколу оценки заявок, Selex предложила «Почте России» исполнить контракт быстрее и по чуть меньшей цене, но зато в этом случае в следующие три года операционные затраты «Почты России» были бы значительно выше (важность этого параметра при подведении итогов конкурса была равноценна цене контракта).
«Почта России» оценивала проект с точки зрения общей стоимости владения, которая включает не только первоначальные затраты, но и последующие, объясняет Диденко. То есть оценивалась стоимость обслуживания комплекса после ввода его в эксплуатацию - затраты на персонал, затраты на обслуживание оборудования и т. д. Предложение Toshiba по данным параметрам оказалось более эффективным, говорит она. По словам представителя Toshiba Олеси Рожковой, низкий уровень операционных затрат достигается благодаря разделению почтовых потоков по форме и габаритам, автоматизации обработки мелких пакетов, универсальной сортировке писем, позволяющей на одном и том же оборудовании обрабатывать простую и регистрируемую корреспонденцию различных форматов, а также благодаря внедрению передовых решений для участка регистрации и таможенного оформления входящей международной почты.
По словам Рожковой, это первый контракт корпорации в России, хотя за последние несколько лет компания осуществила подобные проекты в других странах. Аналогичные работы Toshiba выполняла для почтовых операторов Японии, Сингапура, Швеции, Канады, Франции, Бразилии, США (USPS), Сербии и ЮАР, говорит Диденко.
Логистический центр во Внукове был введен в строй в ноябре прошлого года, после того как в начале 2013 г. у «Почты России» возникли проблемы с обработкой посылок из-за рубежа - в аэропортах страны тогда скопилось 500 т необработанных посылок. Минкомсвязи тогда сменило руководителя «Почты России» (вместо Александра Киселева им стал Дмитрий Страшнов), а сама почта запустила во Внукове новое место международного почтового обмена, которое стало первым в стране почтовым комплексом, где таможенное оформление почты из-за рубежа было совмещено с ее автоматизированной сортировкой по направлениям доставки. ФГУП за 3 млрд руб. тогда выкупил логистический комплекс площадью 65 кв. м и закупил в него оборудование на $6 млн, а теперь собирается расширять этот комплекс.
Комплекс логистического центра во Внукове состоит из шести корпусов, в одном из них сейчас проходит таможенный досмотр и сортировка почтовых отправлений. Toshiba должна поставить оборудование для остальных цехов, что позволит добиться большей специализации участков таможенного досмотра и международной и внутренней почты. Также Toshiba должна будет провести интеграцию существующего оборудования в единую систему, говорит Диденко.
После выхода на проектную мощность центр будет обрабатывать 2,15 млн международных и внутренних почтовых отправлений в сутки (сейчас - 100 000), обещает она. Таким образом, этот центр сможет обрабатывать до 784 млн почтовых отправлений в год.
Вопрос в том, сможет ли «Почта России» обеспечить загрузку этого центра, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, сейчас «Почта России» обрабатывает около 88 млн отправлений в год: 53 млн внутренних отправлений (по ее собственным данным) плюс еще около 35 млн международных. Почте необходимо увеличивать почтовый оборот - это один из главных показателей ее эффективности, ведь увеличение оборота приводит к снижению себестоимости пересылки, что выливается в снижение цен, а это, в свою очередь, дает возможность пересылать более дешевые товары, увеличивая объемы пересылки и доходы почты, объясняет Иванов. Решение начать сортировать во Внукове и внутреннюю почту Иванов считает правильным - по большому счету, пройдя таможню, международная почта тоже становится внутренней, разницы между ними нет, говорит он.
Предыдущее руководство почты тоже построило самый дорогой автоматический сортировочный центр в Подольске, а чтобы загрузить его, теперь вся почта, даже если она направлена на соседнюю улицу, проходит через Подольск, говорит бывший руководитель департамента почтовой связи Минсвязи Евгений Биргер. В итоге почта стала ходить только медленнее, замечает он. Необходимости в таком центре нет, считает Биргер, ссылаясь на статистику Всемирного почтового союза (ВПС), которая свидетельствует об устойчивом падении почтовых оборотов в мире, несмотря на рост интернет-торговли. На 346,5 млрд писем, отправленных в мире в 2012 г. (на 4,7% меньше, чем годом ранее), пришлось всего 6,5 млрд посылок (снижение на 1,5%), следует из информации на сайте ВПС.
Представитель Selex не ответил на запрос «Ведомостей».