Rolls-Royce предлагает строить грузовые корабли-роботы

На локальных морских маршрутах корабли без экипажей смогут ходить уже в следующем десятилетии, считают в компании, поставляющей оборудование для кораблестроения
D.Morris
D.Morris / Bloomberg

В то время как руководство Amazon строит планы использовать революцию в робототехнике, чтобы осуществлять доставку заказанных товаров с помощью беспилотников, в Rolls-Royce готовятся к более масштабному прорыву. Уже в следующем десятилетии может быть начато использование автоматически управляемых морских грузовых кораблей, считают в компании, которая является одним из крупнейших в мире поставщиков оборудования для судостроения. Rolls-Royce призывает к переходу отрасли на использование автоматизированных систем судовождения и предлагает начать широкое публичное обсуждение этой темы.

“Идея автоматического управления кораблями не нова, она существует уже несколько десятков лет. Но именно сейчас она становится реальностью”, - говорит Оскар Левандер, руководитель отдела инноваций подразделения судостроительного инжиниринга Rolls-Royce.

Хотя такие автоматизированные корабли смогут пересекать океаны лишь через несколько десятилетий, управляемые компьютером суда могут начать функционировать на локальных морских маршрутах, например, в прибрежных водах США или между странами Евросоюза, уже скоро, говорит Левандер. Если, конечно, регуляторы будут готовы дать на это разрешение. “Я думаю, пройдет более 10 лет, прежде чем удастся согласовать правила использования автоматически управляемых кораблей в глобальном масштабе, однако на локальном уровне власти могут быть готовы дать разрешение на работу таких судов и раньше”.

Левандер считает, что основным препятствием для реализации инициативы является запутанность международных правил мореходства. На то, чтобы их поменять, потребуется не один десяток лет. Без устранения этого препятствия у индустрии не будет достаточно мотивации для разработки и создания кораблей-роботов. “Давайте не будем упрощать. Нам предстоит очень много работы, однако факт остается фактом: в области технологий мы способны реализовать эти планы быстрее, чем в вопросе изменения регулирования отрасли, - утверждает Левандер. - Бессмысленно заниматься разработкой автоматизированных кораблей, если не будет рынка их сбыта”.

Левандер считает, что сейчас самое время начать дискуссию на эту тему. Воображение людей разогрето ожиданиями, сформированными после приобретения компанией Google поставщика роботов для военных целей, а также ее проекта по разработке автомобиля без водителя. Свою лепту вносит и обещание основателя Amazon Джеффа Безоса уже в ближайшие пять лет начать использовать самолеты-беспилотники для доставки заказов клиентам.

“Это происходит в других отраслях. Логично предположить, что это должно произойти и в области морского судоходства”, - полагает Левандер.

Помимо выгоды, которую компании смогут извлечь, сократив расходы на оплату команды, использование автоматизированных кораблей несет в себе и другие преимущества: потенциально они будут легче обычных и предоставят больше пространства для грузов, так как их разработчики могут позволить себе отказаться от мостика и системы жизнеобеспечения и спасения экипажа.

Впрочем, судовладельцы встречают попытки Rolls-Royce начать публичную дискуссию с долей скептицизма. “Мне не очень нравится эта идея, и я думаю, до ее практической реализации еще очень далеко”, - заявил Питер Хинчклифф, генеральный секретарь Международной палаты судоходства.

Тем не менее Еврокомиссия уже финансирует независимое исследование, задачей которого является определить, насколько реально возможно управлять обычным кораблем без команды в открытом море. Проект Munin представляет собой судно, управляемое автоматически до подхода к порту, где на его борт должна подняться команда, которая и подведет его к причалу.

Перевела Наталья Тихонова