Кинематографисты победили интернет
Кинематографисты победили интернет-компании: с августа сайты, которые откажутся удалять по требованию правообладателей пиратские копии фильмов и сериалов, будут заблокированыСегодня Государственная дума скорее всего примет полностью (во втором и третьем чтении) поправки в Гражданский кодекс (ГК) по новой схеме борьбы с пиратскими копиями фильмов и сериалов.
По действующему законодательству, обнаружив пиратскую копию своей продукции на сайте, продюсерская компания или прокатчик обращается к владельцу сайта, если он не удаляет видео добровольно, правообладатель подает иск в суд, и начинается судебное разбирательство. До сих пор продюсерской компании или телекомпании ни разу не удалось добиться окончательного решения в свою пользу по таким искам.
По новому законодательству владельцу прав на фильмы и сериалы не надо будет доказывать свою правоту в суде и ждать несколько месяцев до вынесения решения: он сможет добиться блокировки сайта-нарушителя еще до начала судебных разбирательств, если предоставит Мосгорсуду документы, подтверждающие права на видео и факт нелегального размещения контента (см. врез). Если владелец сайта не признает претензии правообладателя, оспорить определение о блокировке он сможет, только когда начнутся судебные разбирательства. У правообладателя есть 15 дней после вынесения определения, чтобы подать иск в суд и требовать компенсации за нарушение своих прав. Если Госдума завтра примет законопроект, он вступит в силу 1 августа этого года.
Продюсеры радуются
Правообладатели давно добивались ужесточения законодательства против пиратов. Но из-за большого числа противоречий между интернет-компаниями и правообладателями, с которыми консультировались чиновники, вопрос так и не сдвинулся с места. Решающим стало совещание президента Владимира Путина с кинематографистами в конце мая этого года. Анатолий Максимов, гендиректор одной из крупнейших национальных кинокомпаний «Дирекция кино», рассказал президенту, какие потери несет российская киноиндустрия из-за пиратства, и убедил его вмешаться. Проект был внесен в Госдуму уже 6 июня и принят в первом чтении через неделю.
Депутаты, работающие над проектом, не скрывали, что основная его цель – выполнить поручение Путина. Именно поэтому поправками регулируется сетевой оборот фильмов и сериалов. Смогут ли по такой же схеме действовать владельцы прав на музыку и книги, решится осенью, когда Госдума рассмотрит очередной пакет поправок в ГК.
Продюсерские компании, опрошенные «Ведомостями», по-разному оценили новые нормы. Максимов заявил, что на слух принятая схема звучит правильно, но «демон, как известно, в деталях». Гендиректор видеосервиса Tvigle Егор Яковлев настаивает, что закон, хотя и «шаг в правильном направлении», но совершенно бесполезен по сути: «Мы опять должны доказывать этим цифровым коммунистам, что это наша собственность и ее нельзя воровать». Представитель еще одной крупной кинокомпании счел новую норму откровенно вредной: «Невозможно по каждой ссылке бегать в суд. К тому же сколько времени займет у суда вынесение определения, еще не известно».
Никто из опрошенных кинокомпаний и телеканалов не собирается сразу после 1 августа идти в суд. Но большая часть из них считает, что новые нормы хорошо сработают как превентивная мера. «Мы видим на практике, как само обсуждение проекта стимулирует большие интернет-компании удалять весь левый контент со своих сайтов, – говорит гендиректор «Амедиа» Александр Акопов. – Даже такие упорные ребята, как «В контакте», теперь предоставляют правообладателям все возможности по зачистке видео».
Два года назад ВГТРК попыталась защитить свой контент в сети, обращалась к интернет-компаниям и в суды, но больших успехов не добились, говорит заместитель гендиректора этой телекомпании Дмитрий Медников. Новый закон гораздо более жесткий, поэтому в августе-сентябре ВГТРК возобновит коммуникацию с интернет-компаниями и будет убеждать их вместе зарабатывать на контенте, говорит он: «Мы полагаем, что теперь они быстрее пойдут на компромиссы и обращаться в суд, возможно, и не потребуется».
Интернетчики плачут
Рассмотрение антипиратского закона было быстрым и непрозрачным, жалуются интернет-компании, он прошел через профильный комитет по информационной политике без заседания. По факту все были просто отстранены от работы, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ирина Левова. В результате депутаты практически не учли предложения интернет-компаний и операторов. Так, расширенное определение информационного посредника как «лица, предоставляющего возможность доступа к материалу в сети» можно трактовать как «поисковик», говорит она.
Согласно поправкам, по определению суда могут быть заблокированы не только отдельные страницы, содержащие нелегальный контент, но и сайт целиком. Таким образом может быть закрыт доступ к добросовестным ресурсам, возмущаются интернет-компании. Будут блокироваться прежде всего отдельные страницы (URL), обещает один из авторов проекта депутат Роберт Шлегель: Роскомнадзор на днях выпустил соответствующие разъяснения по блокировке вредных для детей сайтов, оно будет распространено и на ситуации с нелегальным контентом.
Также интернет-компании настаивали, что перед подачей заявления в суд правообладатели должны обратиться к владельцу сайта и, если он проигнорирует их обращения, тогда уже прибегать к блокировке. Иначе это может привести к злоупотреблениям, ведь правообладатель может сам закачать свои фильмы на сайт, а потом пойти в суд. Похожая история недавно случилась с «В контакте»: «Студия Союз» подала в суд на соцсеть, а потом выяснилось, что часть песен студия сама закачала на свою страницу во «В контакте». Такая поправка ограничила бы гражданские права кинокомпаний на подачу иска без дополнительных условий, поэтому она была отклонена, объяснил Шлегель.
Очень грустно, что в своем законотворчестве депутаты предпочитают защищать коммерческие интересы группы правообладателей и не интересуются проблемами, с которыми столкнутся и интернет-компании, и пользователи интернета, резюмирует представитель «Яндекса» Очир Манджиков.