Интернет скоро займет больше трети рекламного рынка России

Через 3–4 года интернет займет больше трети рекламного рынка в России, прогнозирует рекламное агентство Carat. Причем если раньше интернет отнимал рекламу прежде всего у прессы, то теперь – у телевидения
А. Махонин
А. Махонин / Ведомости

В этом году расходы рекламодателей в российских медиа вырастут на 11,3%, прогнозирует агентство Carat (входит в группу Aegis Media). Таким образом, рынок рекламы в России замедлится еще больше – в прошлом году он прибавил 13% до 298 млрд руб. (расчеты Ассоциации коммуникационных агентств России).

Все большую роль в продвижении товаров и услуг играет интернет: его доля в бюджетах вырастет за год с 19 до 22%. А через 3–4 года он займет более трети рекламного рынка в стране. Причем если прежде интернет отъедал доходы прежде всего у прессы, то теперь – у телевидения: доля ТВ в рекламном пироге уменьшится с 48% в 2012 г. до 46,4% в этом году (минус 1,6 п. п.), а газет и журналов – с 13,9 до 12,6% (минус 1,3 п. п.).

Отечественные телекомпании пока хуже адаптируются к цифровой революции, чем те же печатные СМИ. Издательские дома в России сейчас получают в интернете от 2 до 25% своих доходов, говорили «Ведомостям» руководители медиакомпаний. Телеканалы зарабатывают в сети, либо создавая собственные видеопроекты (у CTC Media это Videomore, у THТ – Now.ru, ВГТРК инвестировала в Zoomby и т. д.), либо продавая права на свой контент сторонним видеопорталам (например, Ivi.ru или YouTube). Ни один из них пока не вышел на операционную прибыль. Их доходы от продажи интернет-прав сейчас тоже невелики.

Онлайн-бюджеты увеличиваются за счет применения новых технологий – к примеру, размещения в режиме реального времени (real time bidding, RTB), говорит управляющий директор Aegis Media Михаил Вощинский, такие технологии делают онлайн более прозрачным и понятным для рекламодателей. Интернет действительно растет быстрее других медиа, рассуждает управляющий директор BBDO Андрей Брайович, и все же сомнительно, что в онлайне в ближайшие годы будет тратиться более трети бюджетов. Основной драйвер роста онлайн-бюджетов в мире – новые технологии, та же видеореклама, соглашается он, а в России уровня развития широкополосного доступа в интернет и 3G пока не хватает для стабильного просмотра видео всеми интернет-пользователями. О технических сложностях при переносе видео в сеть говорил «Ведомостям» гендиректор ТНТ Роман Петренко: «ТНТ нужно достроить футбольное поле серверов, чтобы обслуживать тот спрос [на контент ТНТ], который уже есть в сети. И потом строить по такому же полю каждый год».