Смартфоны делают американцев беднее

Быстрая мобильная связь подрывает семейный бюджет: американцы стали меньше тратить на шопинг, кино и рестораны, зато расходы на связь неуклонно растут
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Хайди Стеффен привыкла по выходным ходить вместе с мужем в ресторан Sodak Shores, чтобы полакомиться стейком, любуясь видом на озеро (пара живет в городе Милбанк, штат Южная Дакота. Она медсестра, он продает автомобильные шины). Затем супруги купили по телефону iPhone и с походами в стейк-хаус пришлось покончить - «разве что иногда, где-то раз в месяц», рассказывает миссис Стеффен.

Во вторник минтруда США сообщило, что расходы американцев на связь за год выросли более чем на 4%. Это самые высокие темпы роста с 2005 г.

Более половины абонентов мобильной связи в США перешли на смартфоны – тот же iPhone от Apple. Новые гаджеты пробили дыру в семейном бюджете: судя по официальной статистке, за последние четыре года американцы увеличили выплаты сотовым оператором, урезав расходы на рестораны, новую одежду и развлечения. Розничные сети, киноиндустрия и производители потребительских товаров несут потери в этой войне. Операторы готовят новый удар: они хотят повысить расценки, увеличив скорость сетей 4G и предложив пользователям мобильного интернета новые тарифные планы.

Во время рецессии и в последовавший за ней период американцы туго затянули пояса. Но отказать себе в сотовой связи они не могут - выкладывает до $200 за смартфон, а потом ежемесячно платят операторам порядка $100. В 2011 г. средняя американская семья выделила на услуги связи $1226 по сравнению с $1110 в 2007 г., когда Apple представила свой первый iPhone. Семьи, в которых несколько смартфонов, платят больше среднего — иногда более $4000 в год, что превышает расходы на кабельное телевидение и домашний интернет.

Сотовые операторы – например, Verizon Wireless и AT&T – охотно пользуются любовью американцев к просмотру фильмов на смартфонах и обмену видеофайлами по мобильному. Операторы предлагают безлимитку, но увеличивают расценки за высокоскоростную связь. "Хорошая скорость заставляет клиента больше качать. Чем больше информации он потребляет, тем больше ему придется покупать», - сказал гендиректор Verizon Фрэн Шаммо на конференции для инвесторов на прошлой неделе. Новый тарифный план Verizon предлагает скачивать видеофайлы через 4G: 30 минут в сутки обойдутся вам в $120 в месяц, даже если вы не будете звонить по телефону.

Как утверждают эксперты UBS AG, выручка американских операторов от продажи таких услуг, как мобильная электронная почта и мобильный интернет, в 2007 г. составляла $22 млрд, а в 2011 г. – уже $59 млрд. По оценке UBS, до 2017 г. доходы операторов будут увеличиваться на $50 млрд в год.

Вопрос в том, откуда американцам взять деньги? По данным минтруда, годовой счет на сотовую связь в США вырос на $116 по сравнению с 2007 г., расходы американских домохозяйств – всего на $67. Расходы на продукты питания сократились на $48, на одежду – на $141, на развлечения – на $126 (цифры не скорректированы с учетом инфляции). Следует добавить, что американцы стали меньше тратить на стационарную телефонную связь.

Руководство сотовых операторов рассчитывало на состоятельных сограждан, но платить вынуждены все. Почти девять из 10 взрослых американцев имеют сотовый телефон, свидетельствует опрос Исследовательского центра Пью (Pew Research Center). За 2011 г. «средний класс» увеличил расходы на сотовую связь на $59, а богатые американцы (В США их 20%, по данным минтруда) – на $64.

Перевела Анна Разинцева