Как Nokia чуть не выпустила «свой» iPhone за семь лет до конкурента
Еще за семь лет до появления первого iPhone у финской компании была собственная перспективная разработка с аналогичными функциями, рассказали бывшие сотрудники компании. Почему же она так и не стала рыночным продуктом и к чему это привелоБоже мой, у нас уже тогда все было готово! – восклицает Фрэнк Нуово, бывший ведущий дизайнер Nokia, проводивший презентации концептуальных моделей в 1990-х. – Для меня было очень тяжелым ударом узнать, что Apple реализовала эту идею. Когда я слышу, что концепция iPhone уникальна, мне очень горько».
Еще за семь лет до появления первого iPhone у финской компании была собственная разработка с аналогичными функциями. Устройство было оснащено цветным сенсорным экраном, ниже которого располагалась одна «физическая» кнопка. В числе прочего пользователь мог найти нужный ему объект (например, ресторан) на карте, запустить цифровую игру, заказать в интернете нужный товар и т. п. Более того, уже в конце 1990-х Nokia втайне разработала планшетный компьютер с сенсорным экраном и средствами беспроводной связи.
Обе разработки были представлены сотовым операторам, но потребители их так и не увидели – в контексте тогдашней корпоративной культуры Nokia к таким устройствам отнеслись всего лишь как к забавным кунштюкам. Вместо того чтобы воплотить свои концепции в рыночные продукты, компания решила сфокусироваться на совершенствовании обыкновенных сотовых трубок, открыв, таким образом, дорогу для мощного технологического рывка конкурентов.
Привычный кризис
Nokia накопила богатый опыт успешной адаптации к масштабным изменениям рыночных условий. На заре своей истории компания, основанная в 1865 г., специализировалась на деревообработке. Впоследствии она диверсифицировала бизнес, занявшись электротехникой и производством резиновых изделий. К концу 1980-х, когда СССР находился на грани распада, а в Европе наблюдалась рецессия, спрос на традиционную продукцию Nokia упал, и для компании наступил кризис. В 1992 г. генеральным директором стал Йорма Оллила, бывший банкир из Citibank. Он переориентировал финскую компанию на производство сотовых телефонов. Постепенно производственные мощности Nokia перебазировались в Китай. Система логистики была отлажена так хорошо, что финская компания могла оперативнее конкурентов реагировать на колебания спроса на мобильные телефоны.Финансовые показатели Nokia быстро росли, и к 2000 г. рыночная капитализация компании достигла 303 млрд евро.
На пять лет впереди
рынка
Оллила и другие руководители Nokia стали в Финляндии звездами национальной экономики. И довольно рано начали закладывать основы для очередной технической революции. Еще в 1990-х его команда поняла, что производство простых телефонов, способных лишь делать голосовые звонки, перестанет приносить желанную прибыль к 2000 г. Nokia начала тратить миллиарды долларов на создание технологий мобильной электронной почты, сенсорных интерфейсов и более быстрых сетей беспроводной связи. Первый смартфон компании, Nokia 9000, был продемонстрирован в 1996 г. Было заявлено, что это было первое мобильное устройство, позволяющее обмениваться почтовыми сообщениями, посылать факсы и работать с интернетом.
«У нас было совершенно верное представление о том, что требовалось рынку, – вспоминает Оллила. – Мы опережали остальных игроков рынка примерно на пять лет».
Смартфон, называвшийся также коммуникатором, весил немногим меньше полукилограмма. Он был показан в фильме «Святой», и у него нашлись поклонники из числа деловых пользователей, однако массового распространения этот телефон так и не получил.
Прислушались
к советам
В концу 2004 г. американская Motorola произвела в мире фурор, выпустив телефон-раскладушку Razr. Инвесторы обрушились на Nokia с критикой, заявляя, что финская компания уделяет слишком много внимания «навороченным» смартфонам, позволяя конкуренту отъедать долю рынка в сегменте более простых телефонов.
В 2006 г. Оллилу на посту генерального директора Nokia сменил Олли-Пекка Калласвуо, ранее занимавший в компании должность финансового директора. Он решил объединить подразделения смартфонов и простых телефонов. Простые телефоны приносили больше прибыли, и соответствующее направление стало доминировать. «Теперь произошел перекос в обратную сторону, – говорит Йари Пасанен, в середине 2000-х участвовавший в разработке мультимедийных сервисов для смартфонов. – Традиционные сотовые трубки взяли верх над смартфонами».
Интриги вместо работы
Почему же эффективность исследовательских проектов в Nokia оказалась столь низкой? Возможно, все дело во внутренних разногласиях и отсутствии единой согласованной стратегии, считают эксперты.
Nokia создала свой смартфон слишком рано, когда ни потребители, ни сотовые операторы не были готовы полноценно освоить новинку. Когда же на сцене появился iPhone, руководство Nokia не распознало угрозу вовремя. Инженеры компании указывали на недостатки продукта Apple, в частности высокую себестоимость, невозможность работы в сетях 3G, недостаточную прочность устройства и т. п. Однако потребителям iPhone понравился, а к 2008 г. Nokia осознала, насколько трудно ей будет предложить рынку решение, способное конкурировать с «экосистемой» Apple. Попытки модернизировать устаревшую систему Symbian и создать новую платформу MeeGo на базе Linux не увенчались успехом – во многом из-за соперничества между двумя командами. «На интриги тратилось больше сил, чем на собственно разработку, – признает Аластер Кертис, ведущий дизайнер Nokia в период с 2006 по 2009 г. – Процесс принятия решений был столь сложным, что разработчикам было трудно реализовать по-настоящему последовательную и красивую идею».
Другой участник событий тех лет вспоминает, что представители разных команд прежде всего «старались сохранить свои рабочие места», создавая наиболее конкурентоспособный телефон. Не очень хорошо складывались отношения и с рядом ключевых партнеров. Вот что говорит Пол Джейкобс, генеральный директор компании Qualcomm, поставлявшей для Nokia микросхемы: «Меня поражало, насколько неповоротливой у них была система принятия решений. Когда мы предложили им удачную новую технологию, Nokia потратила, наверное, шесть или девять месяцев только на то, чтобы оценить ее возможности. А за это время конкурентное преимущество было упущено».
Неожиданно жесткая конкуренция
В 2010 г. Nokia возглавил канадец Стивен Элоп – первый иностранец на должности генерального директора этой компании. Элоп попытался переориентировать компанию, которая, по его словам, слишком расслабилась от сознания своего доминирования на рынке. Вскоре после вступления в должность новый руководитель свернул работы над создаваемым Nokia ПО для смартфонов и заявил о необходимости использовать мобильную ОС Windows производства Microsoft. Этот шаг позволил выпустить новую линейку конкурентоспособных смартфонов менее чем за год – работа над продуктом на базе собственной ОС заняла бы, как утверждалось, гораздо больше времени. Однако новинки Nokia не вызвали особого энтузиазма у покупателей. Компания не объявляла статистики продаж, но в апреле признала, что результаты оказались «средними». Спустя два месяца было заявлено, что «конкуренция оказалась жестче, чем ожидалось». В июне Элоп объявил о предстоящем увольнении 10 000 сотрудников и урезании затрат на $1,7 млрд (это должно сильно ударить по подразделениям НИОКР). Для активизации продаж цена на новую флагманскую модель смартфона Nokia в США была снижена вдвое.