Операционная система Apple поделила российский рынок с системой Android

Продажи планшетов в России выросли в 2011 г. в 6,5 раза, подсчитала ITResearch. На iPad впервые пришлось менее 50% рынка – он уступил планшетам под управлением системы Google Android
Tony Avelar
Tony Avelar / Bloomberg

В 2011 г. производители планшетов официально поставили в Россию 1,14 млн устройств, еще около 200 000 россияне ввезли сами – такова предварительная оценка ITResearch, рассказал ее аналитик Василий Мочар. Планшетными компьютерами ITResearch считает устройства с сенсорным экраном диагональю не менее 7 дюймов под управлением операционных систем iOS (ее используют iPad и iPhone от Apple), Android от Google и Windows от Microsoft.

Объем продаж за 2010 г. Мочар оценивает менее чем в 200 000 планшетов, причем около 90% приходилось на iPad. А в 2011 г., если верить данным ITResearch, платформа Apple iOS перестала лидировать на российском рынке планшетов: в официальных поставках доля iPad составила около 30%, в неофициальных – 70–80%, а вместе – до 37% рынка (около 500 000 устройств). Это меньше, чем в среднем по миру: по данным Canalys, из 63 млн проданных в 2011 г. планшетов на iPad пришлось около 60%.

Во-первых, россияне чувствительны к цене, объясняет Мочар (iPad стоят от 20 000 руб., аналогичные модели на Android – от 15 000 руб. – «Ведомости»). Во-вторых, Apple задерживает российские премьеры новинок на несколько месяцев, играя на руку конкурентам, продолжает он. Представитель Apple воздержался от комментариев.

Российские продажи планшетов под управлением Windows составили в прошлом году, по оценке ITResearch, единицы процентов. А основными конкурентами iPad стали производители моделей на базе Android – Acer (15% официальных поставок) и Samsung (около 10%). Шестерка поставщиков-лидеров (Apple, Acer, Samsung, Pocketbook, Asus и Viewsonic) заняла 72% российского рынка.

Данные ITResearch отражают ввоз в страну многочисленных устройств разных брендов, подпадающих под категорию планшетов, но не показывают реальную долю того или иного продукта на рынке – ее традиционно рассчитывают по количеству проданных устройств, обращает внимание сотрудник одного из производителей электроники. Мочар заверяет, что использовал данные как таможни, так и дистрибуторов с розницей.

Цифры ITResearch немного отстают от статистики сервиса «Яндекс.Метрика»: в конце января 2012 г. в интернет выходили владельцы около 700 000 iPad – в шесть раз больше, чем годом ранее.

Вторым после Apple на российском рынке планшетов в 2011 г. был Samsung, говорит его представитель Дмитрий Читая, ссылаясь на данные GfK. Это подтверждает статистика «Евросети», оценившей официальные поставки в 1–1,3 млн планшетов, а неофициальные – до 400 000. Доля iPad в официальных поставках доходила до 50%, Samsung – 12–14%, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская.