Музыкальные компактные диски перестали быть товаром массового спроса
Музыкальные диски перестали быть товаром массового спроса. Их продажи снизились настолько, что продавать их отказался крупнейший российский ритейлер электроники – «М.видео»До середины марта аудио-CD (более 3000 товарных наименований) будут выведены из ассортимента магазинов «М.видео», рассказал представитель сети Антон Пантелеев. Их доля в продажах за два года снизилась почти в 3,5 раза – примерно до 1,35% от продаж медианаправления, объясняет он. Диски с видео- и программным обеспечением пока остаются в продаже, но в течение ближайших двух лет ритейлер хочет перевести продажи всей медиапродукции в интернет: продавать через интернет-магазин не физические носители, а контент – музыку, программное обеспечение и кино.
Продажи CD снижаются и в магазинах MediaMarkt и Saturn, говорит пресс-секретарь ритейлера Анна Трофимова: «Сейчас мы не отказываемся от дисков, но работаем над альтернативными каналами продаж музыки». Диски пока остаются в продовольственных гипермаркетах, говорит представитель Auchan Мария Курносова. «Мы не убираем диски с полок, это делают сами производители – они сами переводят продажи в интернет», – добавляет она.
Сети, специализировавшиеся на продаже музыки, в прошлом году вынуждены были закрыть часть магазинов, говорит музыкальный критик, бывший директор по маркетингу сети «Пурпурный легион» Александр Лоевский. «У «Союза» в 2010 г. было почти 80 магазинов, то к началу 2012 г. осталось только восемь. «Пурпурный легион» закрыл два из пяти магазинов. Сами диски стали из товара массового спроса нишевым продуктом для ценителей и коллекционеров», – рассуждает Лоевский. Связаться с председателем совета директоров «Союза» Александром Меном вчера не удалось.
До 2008 г. Россия была одной из трех стран в мире, где продажи CD стабильно росли, рассказывал «Ведомостям» управляющий директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов: «Это происходило за счет стремительного развития розницы в нашей стране, но в кризис ритейлеры резко сократили ассортимент, аудио- и видеопродукция практически ушла из сетей, поэтому в 2009 г. произошел резкий спад продаж дисков в России, а последующие два года рынок оставался примерно на том же уровне».
«Отказ от CD-дисков – это мировой тренд, от выпуска и продажи физических носителей уходят и музыкальные коллективы, и мейджоры, и розничное звено, которому приходится дополнять ассортимент электроникой, музыкальными инструментами и сопутствующими товарами», – рассуждает главный эксперт аналитического агентства Intermedia (изучает музыкальный рынок) Александр Тихонов. По оценкам Intermedia, объем продаж легальных физических медианосителей (CD и DVD с музыкой и фильмами) в России в 2011 г. снизился в 2,3 раза до $80 млн против $185 млн в 2010 г. Такими же темпами падали продажи и пиратских дисков – с $111 млн до $50 млн.
«Продажи дисков c молодежной музыкой катастрофически упали – 14–18-летние слушатели просто не покупают CD. В то же время музыка 40–50-летних – Beatles, Rolling Stones, Queen, ABBA, Depeche Mode, Стинг – продается на CD стабильно и даже имеет тенденцию к небольшому росту в премиум-сегменте. Устойчивым спросом пользуются дорогие подарочные издания, юбилейные переиздания, эксклюзивные боксы и антологии», – рассказывает Тихонов.
Молодое поколение предпочитает качать или покупать музыку в интернете, добавляет он. «О продажах музыки в интернете в России можно говорить с большой долей условности – на этом рынке больше в ходу подписная и рекламная модели», – добавляет он. Легальные продажи музыки через интернет в России за прошлый год, по оценкам Intermedia, увеличились на 15% до $90 млн по сравнению с $78 млн год назад, продажи пиратской музыки в интернете снизились до $450 млн с $500 млн в 2010 г. По оценке Международной федерации издателей музыки (IFPI), глобальные цифровые продажи музыки в 2011 г. увеличились на 8% до $5,2 млрд.