Apple впервые раскрыла поставщиков

Apple впервые раскрыла список поставщиков, с которыми она сотрудничает, - часть из них работают по нормам, отличающимся от ее собственных
Bloomberg
Bloomberg

О неожиданной инициативе Apple стало известно из ее годового отчета, в котором содержится раздел об «ответственности поставщиков». Список поставщиков, опубликованный Apple впервые, содержит названия компаний, на которые приходится 97% всех закупок Apple. Такая открытость – элемент новой стратегии Apple, инициатором которой стал ее новый гендиректор Тим Кук, в августе 2011 г. сменивший Стива Джобса. Ранее корпорацию неоднократно критиковали за партнерство с компаниями (прежде всего азиатскими), жестоко эксплуатирующими сотрудников или наносящими вред окружающей среде.

Одновременно корпорация пообещала предоставить правозащитной организации Fair Labor Association (FLA) доступ на предприятия, формирующие ее цепочку поставок.

«Мы приветствуем стремление Apple обеспечить прозрачность и возможность независимого аудита, – заявил президент FLA Аурет ван Херден. – Надеемся, это поможет выработать новые стандарты для всей электронной отрасли».

В годовом отчете Apple говорится также о 80%-ном увеличении числа собственных инспекций, которые корпорация проводит среди поставщиков, по сравнению с прошлым годом и о привлечении к этим проверкам специалистов по охране окружающей среды. Apple признала, что ее поставщики допускают разнообразные злоупотребления, в частности рабочая неделя их сотрудников часто превышает 60 часов (корпоративная норма самой Apple). Лишь у 38% компаний-поставщиков из 229, перечисленных в отчете, рабочая неделя соответствует стандарту Apple. Сверхурочные не выплачивали должным образом 108 предприятий.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Apple: некоторые из поставщиков прибегают к услугам рекрутеров, взимающих слишком высокую плату за трудоустройство работников, так что те после зачисления на работу оказываются должниками и «фактически занимаются трудом по принуждению». Apple оказывает давление на поставщиков, требуя компенсировать сотрудникам соответствующие издержки, и в прошлом году объем таких компенсаций составил $3,3 млн.

В некоторых случаях Apple пришлось даже разорвать отношения с поставщиками, не захотевшими исправить нарушения.

FT, 13.01.2012, Александр Силонов