Россия получит пятилетнюю монополию на полеты человека в космос

«Мы совершили коллективную ошибку», - заявил WSJ по этому поводу гендиректор Европейского космического агентства Жан-Жак Дордэн
AP
AP

Международная космическая станция (МКС) — самый дорогой проект человечества в космосе ценой в $100 млрд. Через несколько дней единственным транспортом для доставки людей на МКС останутся российские «Союзы», пишет сегодня The Wall Street Journal (WSJ).

Последний американский космический шаттл должен вылететь на орбиту завтра. Потом США и другим странам придется полагаться только на российские космические корабли. Роскосмос собирается утроить цену доставки на «Союзах» на орбитальную станцию, и выбора у других стран практически нет. «Мы оказались в не слишком комфортной ситуации, и, когда я говорю «некомфортной», это эвфемизм, - сказал WSJ Жан-Жак Дордэн, гендиректор Европейского космического агентства, одного из пяти агентств, совместно управляющих орбитальной лабораторией. – Мы совершили коллективную ошибку».

Россия доставляет астронавтов и грузы в космос с помощью одноразовых ракет-носителей, тогда как США выстроили свою космическую программу вокруг многоразового космического корабля. В то время как США с момента принятия программы космических шаттлов потратили только на нее $209,1 млрд (первый челнок был запущен в космос в 1981 г.), вся российская космическая программа обходится в $2 млрд в год, отмечает WSJ. «Сегодня многоразовые корабли — дорогостоящее удовольствие, и экономически они обычно неоправданны», - заявил месяц назад Владимир Поповкин, недавно назначенный директор Роскосмоса.

Российская монополия на полеты человека в космос не будет вечной. Если все случится согласно планам американского космического агентства NASA, она закончится в 2016 г., когда агентство надеется выбрать один из нескольких коммерческих транспортных проектов по доставке человека на орбиту, которые сегодня существуют лишь в виде чертежей. NASA сейчас ищет коммерческую космическую службу такси — созданную, построенную и управляемую частным сектором, чтобы сократить расходы и ускорить темпы разработки.

«Мы активно работаем над созданием собственного транспортного корабля», – рассказывает Уильям Герштенмайер, помощник руководителя космических операций NASA, председатель международного совета, управляющего космической станцией.

С тех пор как президент Джордж Буш-мл. объявил об окончании программы космических челноков в 2004 г., Роскосмос повысил цену доставки астронавтов на космическую станцию в восемь раз. Согласно последним контрактам одно место на «Союзе» будет стоить NASA $63 млн в 2016 г. - на 175% больше, чем в 2005 г., по данным проведенного недавно аудита агентства.