Сайт «Профессионалы.ру» оценен в $10 млн.

У российского подобия социальной сети LinkedIn - «Профессионалы.ру» скоро может появиться новый инвестор. Фонд Open Capital приобретет 20-25% примерно за $2 млн, если его не смутит ссора нынешних совладельцев

Купоны от Халявина

Создатель «Профессионалы.ру» Никита Халявин говорит, что затеял новый проект – социальную сеть потребителей. В этой сети пользователи указывают свои адреса, предпочтения, размеры одежды, маршруты и получают предложения покупок со скидкой. Соцсеть выступает посредником: обещает продавцам привести клиентов в обмен на скидку, а сама зарабатывает на продаже купонов. Это модель Groupon и KupiVip, но с серьезным отбором целевой аудитории, говорит Халявин.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Основной владелец «Профессионалы.ру» — продюсерский центр «Биграф» ведет переговоры о продаже 20-25% соцсети фонду Open Capital, рассказали «Ведомостям» три источника, близкие к обеим сторонам. Двое из них утверждают, что фонд оценил всю соцсеть в $9-10 млн, т. е. продаваемый пакет стоит $1,8-2,5 млн. Сделка может завершиться в первую неделю июня. Совладелец «Биграфа» Станислав Лисиченко и партнер Open Capital Фредерик Хофманн это комментировать не стали.

Сеть «Профессионалы.ру» создана в 2008 г., ее специфика — фокус на профессиональных контактах и создании отраслевых сообществ. По собственным данным сети, в ней зарегистрирован 1 млн человек, а ежемесячную аудиторию TNS оценивает примерно в 630 000 уникальных пользователей. «Биграф» вложил в проект около $2 млн, а в 2010 г. миноритарную долю в соцсети купил основатель британского маркетингового агентства Booth Lockett Makin Ник Локетт, исходя из оценки компании в $9,4 млн. Выручка «Профессионалы.ру» в 2010 г. составила около $1 млн, говорит близкий к компании источник; прибыли еще нет, но недавно компания «вышла в ноль».

Фонд Open Capital со штаб-квартирой в Лондоне специализируется на инвестициях в малые и средние компании из стран СНГ, говорится на его сайте. Один из партнеров фонда — Игорь Шифрин, ранее работавший в девелоперской компании Midland Development.

Совладельцы «Профессионалы.ру» задумались о продаже части компании стороннему инвестору еще накануне запуска сети, в марте 2008 г. Это следует из изученной «Ведомостями» схемы опциона, подписанной соучредителем «Биграфа» Сергеем Борисовым (ныне гендиректор «Профессионалы.ру») и основателем сети Никитой Халявиным 4 марта 2008 г. Половину прибыли от продажи долей должен был получить Халявин «при условии ее дальнейшего рефинансирования в операции бизнеса». Это соответствовало его доле в «Профессоналы.ру», обозначенной в документе, — 10% акций проекта он должен был получить сразу, а при выполнении ряда условий (успешный запуск сети, «сохранение положительной тенденции по динамике месячной аудитории» и превышение отметки в 500 000 активных пользователей) она увеличивалась до 20%.

Но Халявин сказал «Ведомостям», что больше не занимается проектом, поскольку считает, что его партнеры из «Биграфа» нарушили его права, снизив его долю в несколько раз. Из протокола собрания акционеров «Профессионалы.ру» от 18 февраля 2010 г. следует, что Халявину принадлежат уже всего 3% акций проекта. С тех пор как в начале 2010 г. активная аудитория проекта превысила 350 000 человек, партнеры «неоднократно оказывали [на него] сильное давление», заявил Халявин «Ведомостям». В результате в конце 2010 г. он вовсе отошел от оперативного управления компанией.

Никакого конфликта с Халявиным нет, возражает Лисиченко. По его словам, Халявин изначально работал в «Биграфе» менеджером проектов и был миноритарием «Профессионалы.ру».

Чтобы сравняться с лидером рынка — сетью LinkedIn, «Профессионалы.ру» придется потратить на продвижение и развитие десятки миллионов долларов, говорит основатель «Одноклассников» и «Сравни.ру» Альберт Попков. Пока эта сеть явно не тратит много на продвижение, зато активно продает рекламу — оценку бизнеса на уровне $10 млн можно считать адекватной, считает предправления «Финама» Владислав Кочетков. Но у сети есть сильные конкуренты — та же LinkedIn, «Мой круг» (принадлежит «Яндексу»), традиционные сайты по подбору персонала вроде Headhunter, предупреждают оба эксперта.