Через тернии к счету
Как поисковики мешают открывать счета в иностранных банкахОбщая сумма заблокированных средств россиян на иностранных счетах составляет, по данным Минфина РФ, 1,5 трлн руб. Всего заблокированы активы более 3,5 млн граждан страны. Ограничительные меры в отношении россиян вводят банки Италии, Швейцарии, Германии, Грузии и даже Кипра и ОАЭ, которые раньше были одними из самых популярных юрисдикций среди российских инвесторов.
Открывать новые счета за границей россиянам сегодня труднее, чем когда-либо. Больше отказов граждане РФ стали получать и при получении вида на жительство (ВНЖ) за рубежом. Один из основных и при этом сильно недооцененных рисков, с которыми можно столкнуться при прохождении комплаенса, ‒ информация в интернете.
Поиск сведений о кандидате на открытие счета или получение ВНЖ в сети – обязательный этап проверки со стороны банков и госорганов. Поэтому бизнесменам, нацеленным на работу за рубежом, стоит задуматься о формировании позитивного цифрового профиля – той картины, которая может сложится о нем у проверяющих после изучения данных в интернете, в том числе на русском языке.
Времени на тщательное изучение данных у комплаенс-офицеров не так много, поэтому обычно проверяющие ограничиваются первой страницей в каждом поисковике. Среди первых ссылок можно обнаружить подхваченные желтой прессой слухи, устаревшие данные и даже намеренную клевету от конкурентов – все эти материалы могут сыграть решающую роль в решении банка.
Сложнее всего приходится бывшим политикам и госуправленцам: в интернете они порой навечно остаются депутатами Госдумы или чиновниками, как бы давно ни оставили свой пост. Такая информация, исходя из опыта Avagard, усложняет комплаенс по критерию Politically exposed person (политически значимое лицо): банки рассматривают людей этой категории как представляющих повышенный риск, в том числе из-за потенциального участия во взяточничестве и коррупции. Поэтому для них особенно важен цифровой профиль.
Отсутствие сформированного цифрового профиля тоже создает существенные риски: если о человеке или компании почти нет данных в интернете, конкуренты легко смогут заполнить пробелы той информацией, которую сочтут нужной. Кроме того, на первой странице выдачи могут появиться сведения о полных тезках. А заранее узнать, кто они и в каких скандалах участвовали, невозможно. У комплаенс-офицеров нет времени досконально проверять информацию в интернете, и негативная информация даже о тезке может стать причиной отказа в обслуживании. Такие случаи были в практике Avagard.
Наткнувшись на негативный цифровой профиль потенциального клиента, банк может отказать в открытии счета без объяснения причин. Только тогда многие задумываются о том, что же пишут про них в интернете. Но уже поздно: повторно подать документы обычно можно только через полгода. Кроме того, информация может попасть в базу World-Check, которой пользуются большинство крупных банков мира для проверки клиентов. Аналогично ситуация выглядит и при взаимодействии с миграционными службами.
Чтобы избежать подобных ситуаций и снизить риск отказа в зарубежных банках и госорганах, важно заранее изучить результаты выдачи по запросу вашего имени в поисковиках. Помимо поисковой выдачи в стране нахождения своего банка, комплаенс-офицеры смотрят также на поисковую выдачу по месту происхождения клиента. Если мы говорим о гражданах РФ, то это выдача «Яндекса» на русском языке. Обычно в подразделениях комплаенс международных банков есть русскоязычные сотрудники, которые этим занимаются. Проверьте также записи о вас в базе данных World-Check.
Оцените качество своего профиля: достоверная биография, информация о рекордной выручке бизнеса и других профессиональных достижениях ‒ материалы, формирующие положительный цифровой профиль, который повысит ваши шансы на открытие счета. А вот если на первой странице выдачи собраны компрометирующая или неактуальная информация о вас, а также данные об однофамильцах, стоит серьезно поработать над формированием цифрового профиля.
Например, недоброжелатели одного из клиентов Avagard организовали против него информационную атаку, разместив ложные сведения о коррупционном происхождении его капитала на сайтах – агрегаторах компромата. Зарубежные СМИ ухватились за историю и перепечатали ее на английском языке. Хотя все его документы были в полном порядке, комплаенс-процедуры стали затягиваться, а один из банков отказал в открытии счета.
В таких случаях многие предприниматели задумываются об удалении негативной информации о себе через суд. Но это может усугубить ситуацию: материалы о судебном процессе могут стать громким инфоповодом и попасть на верхние строки поисковой выдачи, да и конкуренты обычно активизируют информационную атаку, узнав, что жертва ведет работу по удалению материалов. В результате поток негатива будет сложно остановить. Часть клиентов обращается к нам как раз после таких случаев, когда ситуация ухудшилась, даже несмотря на удаление нескольких ссылок. Да и удалить порочащую информацию удается очень редко, по данным Верховного суда РФ, около 70% таких обращений в суд заканчивается проигрышем. Особенно сложно добиться удаления, если сведения размещены в анонимных Telegram-каналах, ‒ привлекать к ответственности в таких случаях просто некого.
Однако не нужно ставить целью удаление всех негативных материалов. Важно не допустить их появления не первой странице поисковой выдачи и обеспечить присутствие там вашей биографии с фокусом на профессиональные достижения и текущую деятельность. Ведь того, чего нет на первой странице поисковика, для большинства пользователей, в том числе и для комплаенс-офицеров, просто не существует.