Максим Анисимов: «Мы всегда говорим конкурентам – давайте соревноваться»

Гендиректор «Ред софта» об импортозамещении, конкуренции и перспективах
Гендиректор «Ред софта» Максим Анисимов
Гендиректор «Ред софта» Максим Анисимов /Пресс-служба компании «Ред софт»

Импортозамещение в IT-сфере – один из ключевых вызовов для российского бизнеса в последние годы. Как отечественные компании справляются с этой задачей? Какие технологии и продукты становятся основой для развития национальной цифровой инфраструктуры? В интервью «Ведомости. Инновации и технологии» генеральный директор компании «Ред софт» Максим Анисимов поделился взглядом на текущее состояние и будущее российского IT-рынка и рассказал о роли продуктов «Ред софта» в реализации программы импортозамещения.

– Какие сложности есть сегодня в российском IТ?

– Есть сложности, связанные как с пониманием специфики отрасли, так и с использованием кадровых и экономических ресурсов. В настоящее время мы занимаемся деятельностью в сегменте государственного управления, где риски имеют большое значение. Тем не менее мы справляемся с этими вызовами. В качестве примера можно упомянуть мобильную операционную систему «Ред ОС М». Мы были первыми, кто зарегистрировал мобильную операционную систему с использованием наработок AOSP (Android Open Source Project, система с открытым исходным кодом, поддерживаемая и разрабатываемая компанией Google. – «Ведомости. Инновации и технологии»), и столкнулись с различными мнениями по этому поводу, а теперь мы слышим о том, что обсуждается консорциум по AOSP.

– Вы поддерживаете идею консорциума?

– В целом мы считаем, что консорциум – хорошая инициатива. Создать полноценную замену Android – комплексная задача, которую можно решить, только консолидируя усилия. «Ред софт», например, разрабатывает базовый инфраструктурный софт, на который можно устанавливать прикладные пользовательские приложения. RuStore можно устанавливать на устройства с «Ред ОС М», у «Яндекса» есть мобильные приложения, которые также работают на «Ред ОС М». То есть все необходимое уже есть. И когда речь заходит о консорциуме, мы говорим нашим коллегам по отрасли: приходите к нам, перенимайте опыт, не надо разрабатывать с нуля. Зачем на это тратить время и деньги, если это уже есть и работает?

«Ред софт» никогда не делал продукты просто так. И мы никогда не просили финансирования и преференций у государства. Мы всегда говорим конкурентам – давайте соревноваться. Покажите, что сделано у вас, а мы покажем, что сделано у нас.

– То есть компании не нужна финансовая поддержка от государства?

– С 2018 г. «Ред софт» – публичная компания, мы торгуемся на Московской бирже, привлекаем деньги исключительно с рынка за счет облигаций. Обязательства – это не акции, это долговой рынок. То есть, по сути, мы берем заем у широкого круга лиц. Мы сначала обращались в банки, но они руководствуются нормативами ЦБ, поэтому могли нам выдавать средства исключительно под поручительство, под залог. А что взять в залог у IT-компании? У нас есть компьютеры и интеллектуальная собственность, но их в залог тогда не брали. Поэтому мы вышли на рынок облигаций. Поначалу приходилось долго объяснять организатору размещения, что мы разрабатываем операционную систему и кто захочет ею пользоваться, если есть MS Windows. Размещение первых двух облигационных займов по 100 млн руб. каждый было самым сложным. Постепенно эта история набирала обороты. Она развивается только в том случае, если ты выстраиваешь честные, открытые отношения с заказчиком, сотрудниками и, конечно, с инвесторами. На данный момент у нас есть семь облигационных займов, пять из которых мы уже погасили. В общем, сейчас получить 100 млн, 200 млн, 300 млн руб. – это вопрос нескольких часов.

Компания «Ред софт»

Российский разработчик и поставщик IT-решений и услуг, резидент «Сколково», член АРПП «Отечественный софт» и РУССОФТ.
Портфель компании включает экосистему решений для организации и управления IT-инфраструктурой. Продукты «Ред софта» входят в реестр российского ПО и сертифицированы ФСТЭК России.
Среди заказчиков – более 20 органов государственной власти и госкорпорации, в том числе ФССП России, Минобороны России, Генпрокуратура России, «Ростелеком», «Газпром», «Транснефть» и др.

– Какие преимущества есть у продуктов «Ред софта» перед другими отечественными аналогами иностранных решений?

– Мы всегда думаем о том, как люди будут пользоваться нашими продуктами. Можно отмотать историю назад, в 2009 г. У нас тогда появился заказчик – Федеральная служба судебных приставов (ФССП), они приняли решение о переходе на единый отечественный стек. И мы для них разработали информационную систему, на которой теперь основывается вся работа службы. Она позволяет взаимодействовать с банками, федеральными и региональными органами исполнительной власти, Единым порталом государственных услуг и др. И самое главное – эта информационная система полностью разработана на отечественных решениях. Пока мы внедряли эту систему, наши специалисты сами ездили в регионы и занимались переводом на российский технологический стек. Получив этот колоссальный опыт, мы поняли, что мало просто создать продукт – нужно сделать его еще и удобным для пользователя. Именно этим мы руководствуемся при разработке наших решений – операционной системы «Ред ОС», мобильной операционной системы «Ред ОС М» и всей остальной продуктовой линейки.

– А как вы в целом оцениваете ситуацию с импортозамещением софта в России? Можно ли назвать этот процесс успешным?

– С точки зрения разработчика процесс идет активно и эффективно. У «Ред софта», например, есть собственный технологический стек, операционная система, своя система управления базами данных, виртуализация и многое другое. Мы ведем платформенную разработку и создаем на ней серьезные высоконагруженные системы. Наши заказчики – это ФССП России, Минобороны России, Генпрокуратура России, Ространснадзор, Росавиация и другие ведомства. Мы плотно сотрудничаем с госкорпорациями и не только. Один из крупнейших проектов на данный момент – импортозамещение в ПАО «Газпром».

– Сколько сейчас в компании работает человек?

– Мы очень быстро растем, нас уже около 700 человек, а в 2017 г. было 100 сотрудников. У нас есть офисы в Москве, Дубне, Твери, Муроме, Санкт-Петербурге, открываются офисы во Владивостоке. В перспективе 2–3 лет мы рассчитываем увеличить штат до 1500–2000 сотрудников, может быть, больше. Но в таком серьезном росте есть проблема.

Мы много говорим о культуре. В отличие от других компаний мы не покупали сторонние команды. Я допускаю, что в будущем это может произойти, но пока мы решили, что для нас очень важно сохранить культуру компании. Наша команда прошла через многое, и именно этот опыт, цели и принципы мы стремимся транслировать новым сотрудникам.

– Какие цели и принципы у «Ред софта»?

– У «Ред софта» есть миссия – создание условий для повышения качества жизни граждан Российской Федерации путем реализации инновационного потенциала личности, трудового коллектива и общества.

– А вы вообще в импортозамещение верите?

– Конечно. У нас хорошие продукты и целый портфель успешных проектов. Мы верим, что если у тебя есть хорошая идея, которой ты горишь, то появятся и инструменты для ее реализации.

Но это не значит, что нам нужно отгораживаться от мира железным занавесом. Тот путь, на который иностранные компании потратили десятки лет и огромные финансовые ресурсы, мы должны пройти за очень короткий срок. Поэтому однозначно не нужно изобретать велосипед.

– Какие продукты «Ред софта» могут быть адаптированы и востребованы на потребительском рынке?

– Пользователю могут быть интересны в первую очередь операционные системы, десктопная «Ред ОС» уже доступна в рознице. Мобильную «Ред ОС М» планируем выпустить в b2c в ближайшее время. Здесь важно отметить, что мы активно сотрудничаем с вузами, создаем там кафедры. То есть работаем с теми, кто в перспективе 3–5 лет будет принимать решение о покупке отечественных продуктов и сможет потенциально стать пользователем наших продуктов.

Мы также смотрим в сторону экспорта, в первую очередь в дружественные страны. Мы можем для них создать изолированный сегмент их IТ-инфраструктуры, полностью совместимый с существующими решениями, которым они смогут управлять и в котором не будет бэкдоров (дефекты алгоритма, которые намеренно встраиваются разработчиками или злоумышленниками. – «Ведомости. Инновации и технологии»).

– За счет чего обеспечивается безопасность продуктов «Ред софта»?

– Для нас вопрос безопасности и подтверждение этой безопасности не пустые слова. Наши продукты проходят сертификацию ФСТЭК России. Это серьезные проверки со стороны регулятора.

– Какие у компании планы на следующий год?

– Для нас важно не просто совершенствовать уже существующие продукты, а разрабатывать новые в соответствии с запросами рынка. Также важно сохранить и даже наращивать темпы роста компании. Мы заинтересованы в экспорте наших технологий, так как они уже достигли необходимого уровня зрелости. В общем, нас однозначно ожидает плодотворный год.