Павел Гонтарев: Наша задача ‒ стать русским ответом Microsoft

Управляющий директор VK Tech об окне возможностей на российском IT-рынке
Пресс-служба VK

VK известна большинству пользователей как владелец соцсетей «В контакте», «Одноклассники», почтовых, видео и музыкальных сервисов. В то же время последние четыре года направление B2B в холдинге растет, по собственным данным, на 60–70% в год. Глава VK Tech Павел Гонтарев вспоминает: в 2019 г. он, бывший глава российского офиса SAP, пришел в Mail.ru, чтобы возглавить направление, которого, по сути, еще не было. Это был стартап, в основе которого лежали розничные технологии и идея, что имеющегося ресурса хватит, чтобы выстроить новое направление бизнеса, рассказывает он. Что представляет собой VK Tech и почему она сможет конкурировать с Amazon Web Services и Microsoft, узнали «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью Гонтарева.

‒ Вы присоединились к Mail.ru (позднее VK) в 2019 г., до этого возглавляли российский офис SAP. Чем вы руководствовались, когда принимали такое решение?

‒ Направление, которое я возглавил, было стартапом, основанным на гипотезе, что у такой компании, как Mail.ru, накоплены технологии, есть кадры с инженерной экспертизой, а также сильный бренд и что на базе этих активов можно выстроить успешный технологический бизнес. В 2019 г. вектор развития мирового технологического рынка определяли облачные провайдеры, выросшие на базе интернет-компаний, ‒ Amazon Web Services, Google Cloud. Мы предполагали, что Mail.ru Group и «Яндекс» смогут сыграть такую же роль на российском рынке. Во многом так и получилось, и я рад своему выбору.

В России интернет-компании редко использовали чужой софт, писали свой. Эти технологии можно было превратить в готовое коммерческое решение для других бизнесов. Как раз это мы с командой сделали: создали на базе существовавших в Mail.ru Group технологий продукты для корпоративного сектора. Сегодня у нас более полутора тысяч специалистов, а большинство крупнейших российских компаний ‒ наши клиенты. VK Tech ‒ состоявшийся бизнес и один из лидирующих, по крайней мере, в российском сегменте корпоративного софта и облачных сервисов.

Безусловно, SAP, где я работал довольно продолжительное время, ‒ выдающаяся компания, но российский офис все-таки занимался распространением существующей технологии. В VK Tech мы сами создаем новые технологии и продукты. Для меня подобная задача была и остается намного интереснее.

‒ Вас нанимали в том числе как человека, который сделает из Mail.ru российскую замену SAP?

‒ Когда я только пришел, один из инженеров почти сразу мне сказал: «Понятно, сейчас мы будем писать ERP (от англ. Enterprise Resource Planning, автоматизированная система управления предприятием ‒ Прим. «Ведомости. Технологии и инновации»), я к твоему выходу сделал предварительную оценку. Мне нужно десять разработчиков и восемь месяцев до MVP (от англ. Minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт ‒ Прим. «Ведомости. Технологии и инновации»)».

Мы не строили и не строим замену SAP, уверены в том, что стоит фокусироваться на тех нишах, в которых у нас есть экспертиза и технологии. У Mail.ru исторически самое сильное направление ‒ почтовый сервер, у VK ‒ социальные сети. У компании огромная инфраструктура, и мы умеем справляться с высочайшими нагрузками. Это создает ДНК нашего продуктового портфеля.

‒ Что он из себя представляет?

‒ Мы специализируемся на системном софте, облачных сервисах, продуктах для коммуникаций людей и их продуктивности. Главное преимущество VK Tech ‒ мультифункциональность портфеля. В нем ‒ продукты для ИТ-разработки и работы с данными, коммуникаций и продуктивности, решения для автоматизации HR-функции, финансовых и операционных задач. У нас есть все: от дата-платформ и хранилищ до инструментов для работы с данными и коммуникаций, что обеспечивает возможность более широкого сотрудничества с клиентами. За счет объёма портфеля мы решаем комплексные задачи нашего клиента, даем сквозной пользовательский опыт. Директору по ИТ любого крупного заказчика проще жить с одним VK Tech, чем с набором разных вендоров.

‒ Кто-то из конкурентов похож на VK Tech по продуктовому портфелю?

‒ Не хотелось бы называть конкретные компании, но со многими работаем и как с партнерами тоже.

На что хочется обратить внимание: мы, безусловно, в первую очередь программисты, пишем софт. Вместе с тем даем возможность доступа к этому софту через облачные сервисы, тем самым «демократизируя» технологии для малого бизнеса. Если пять ‒ семь лет назад все верили, что все «уедет в публичные облака», то сегодня на рынке чувствуется «откат» к локальным и защищенным инфраструктурам, особенно у крупных компаний. Это глобальный контр-тренд, не только российский.

VK Tech занимает особое положение на российском рынке. Мы продаем два вида продуктов: облачные сервисы для МСБ и программные платформы с услугами по поддержке и внедрению для крупного бизнеса. Такое сочетание нетипично для рынка, другие компании работают в основном только с одним из этих сегментов.

‒ Есть рыночные ниши, куда вы вышли после 2022 г.?

‒ Мы изначально целились в ниши, где доминировали западные игроки. И с ними конкурировали где-то за счет технологий, где-то за счет близости к клиентам, где-то ценой. Но даже в условиях жесткой конкуренции наш бизнес рос на 60–70% год к году.

Глобальные игроки ушли с российского рынка. Хотя компании продолжают пользоваться некоторыми их решениями, многие из них стали недоступны, например почта, мессенджеры, сервисы видеозвонков, офисные приложения. Российский бизнес понимает, что нужно стремиться в сторону независимости от зарубежных решений. Именно на этом мы фокусируемся.

‒ Если конкретизировать по сегментам, ‒ про какие именно речь?

‒ В каждом сегменте используются какие-то зарубежные решения. Если говорить про облака, здесь были и AWS, и Google, и Microsoft Azure. Коммуникации ‒ это весь майкрософтовский стэк: почта, месседжинг, видеозвонки, офисные приложения, productivity-приложения, ‒ он является для нас фокусной нишей. Базы данных ‒ это Oracle в первую очередь в корпоративном сегменте, в банках. Его по-прежнему много.

‒ То есть вы видите себя как замену Oracle?

‒ В определенных нишах.

‒ Каким продуктом заменять будете?

В конце сентября мы выпустили VK Data Platform ‒ универсальную платформу для комплексной работы с большими объемами данных, нейросетями и искусственным интеллектом. Это решение покрывает 90% задач в области хранения и обработки данных. С ним мы, безусловно, целимся в нишу Oracle.

‒ Есть ли компании, которые делают ставку на то, что глобальные технологические игроки вернутся на российский рынок?

‒ Никто так не думает, но все понимают, что всю ИТ-составляющую компании невозможно заместить отечественными решениями за одну ночь. Есть направления, в которых российские компании и раньше были сильны, это, например, антивирусы или софт для автоматизации бухгалтерии. Но между нашими «сильными продуктами» есть и лакуны. Это хороший стимул для компаний, имеющих в своем портфеле зрелые программные продукты, расширять линейку за счет продвижения в смежные области. Например, те, кто создавал операционные системы, начинает разрабатывать офисные пакеты или почтовые серверы.

Кто-то, помимо собственной разработки, занимается слияниями и партнерствами. Так формируются лидирующие игроки и технологические консорциумы, и одним из таких «консолидаторов отрасли» мы, безусловно, видим себя. В ближайшие два-три года определятся чемпионы российского рынка, появятся лидеры с сильными комплексными продуктовыми портфелями, а не с отдельными технологиями. Мы сделаем всё, чтобы войти в их число.

‒ Каких решений вам не хватает в вашем портфеле?

‒ Наша задача ‒ стать русским ответом Microsoft. Наши интернет-сервисы всегда были нацелены на взаимодействие людей через социальные сети, единый календарь, общие доски, почтовые сообщения и хранение данных. Это сформировало для нас продуктовый портфель, во многом похожий на портфель Microsoft. Облачные и инфраструктурные решения по своим задачам во многом сегодня похожи на операционную систему. Конечно, нашим продуктам еще нужно набирать рыночной зрелости.

‒ Судя по перечисленному, ‒ вам не хватает пакета офисных приложений.

‒ Уже можем сказать, что хватает.

‒ Разработали или купили?

‒ Договорились о технологическом партнерстве с российским производителем офисного ПО ‒ компанией «Р7». Их софт будет доступен в экосистеме VK: пользователям «В контакте», Почты и облака Mail. Корпоративные клиенты VK Tech получают доступ к решениям «Р7»за счет интеграции с VK Workspace. Мы также договорились о совместном технологическом развитии продуктов.

‒ Сколько, по вашим оценкам, вам нужно времени, чтобы сказать: «Все готово и конкурентоспособно»?

‒ Мы точно конкурентоспособны. Есть целый ряд крупнейших российских компаний, которые эффективно работают на нашем стеке решений и технологий. В их числе «Росатом», «Газпром», «Газпромнефть», «Россети». Многие комплексно подходят к замещению решений Microsoft, меняя сразу операционную систему, облако, почтовый клиент, сервис коммуникаций Teams и Office. В облачных сервисах у нас тысячи клиентов из малого бизнеса. Думаю, в течение двух–трех лет на российском рынке просто не останется легального Microsoft.

‒ Кадров на всё хватает?

‒ Пока справляемся. VK Tech активно растет, от года к году прибавляя примерно по 40% в численности. В компании работает 1500 высококлассных специалистов, большая часть которых ‒ 70% заняты в разработке. В менеджменте работают выходцы из глобальных вендоров, которым, как и мне, с учетом полученного ранее опыта интересно построить новый портфель продуктов.

Мы умеем работать с молодыми кадрами: привлекаем студентов из ведущих технических вузов, отобранных из образовательных проектов VK, которых мы растим и принимаем в штат. Например, мы работаем со студентами МГУ, которые получают возможность поработать с реальным продуктом и опыт полного цикла работы над задачей,: начиная с обсуждения и одобрения способа решения и заканчивая ревью кода.

‒ Предположим, глобальные ИТ-игроки вкладывают в создание технологий столько же, сколько и вы, но при этом имеют доступ к рынкам емкостью в десятки раз больше. Какие у вас перспективы в таком контексте?

‒ Сейчас рыночный спрос на отечественные решения огромен, остается соответствовать ему по качеству, нужно инвестировать в продукт и дорабатывать его. В результате этих инвестиций мы получаем вполне конкурентоспособные результаты. Рано или поздно, конечно, мы упремся в ограничения емкости российского рынка. На него, по разным оценкам, приходится 1–2% от общемирового, поэтому в долгосрочной перспективе шансы на успех у VK Tech будут только если мы пойдем за его пределы.

Важно уже сейчас понимать, что нас там ждет и как развиваются другие игроки. Два года назад мы начали работать в Центральной Азии, запустили продукты в Казахстане. В этом году вышли на рынок Узбекистана, а до конца года планируем открыть представительство в Китае. В среднесрочном горизонте, я верю, VK Tech со своими продуктами будет успешным на широком рынке.