Корпорации покупают будущее

Как крупный бизнес сотрудничает со стартапами
iStock
iStock

В последние годы крупные компании в России развивают сотрудничество со стартапами: создают акселераторы, запускают пилотные проекты, выходят на рынок M&A и формируют корпоративные венчурные фонды. «Ведомости. Инновации и технологии» разбирались, насколько масштабен этот тренд и каковы причины, по которым бизнес продолжает инвестировать в стартапы даже в условиях высокой неопределенности.

Кто и как инвестирует в стартапы

По словам доцента кафедры экономической теории РАНХиГС в Екатеринбурге Анастасии Масленниковой, сегодня в России насчитывается от 30 до 50 крупных компаний, которые активно работают со стартапами – через прямые инвестиции, акселерационные программы, венчурные фонды и корпоративные инкубаторы. Среди них – Сбербанк, «Яндекс», «Газпром», «Ростех», РЖД, «Тинькофф», «МегаФон», «Росатом», «Аэрофлот» и другие.

Однако уровень активности в этой сфере эксперты оценивают по-разному. Так, руководитель «Акселератора ВТБ» Наталия Дегтярева ссылается на исследование ФРИИ «Корпоративные инновации 2025», согласно которому лишь 7% опрошенных российских корпораций занимаются венчурными инвестициями. При этом, по ее словам, около 80–90% крупных компаний имеют внутрикорпоративные инновационные подразделения.

Представитель «Ростеха» дал более сдержанную оценку: «Порядка 15–20 крупных компаний сегодня инвестируют в стартапы напрямую или через фонды». Для госкорпорации такие инвестиции – это прежде всего способ получить недостающие технологии и компетенции, а также решить задачи импортозамещения, добавил он.

Объем рынка: от пилотов до сделок

Оценки объема инвестиций также разнятся. Дегтярева говорит о 400–500 млн руб. в 2024 г. – по ее словам, именно столько составил объем рынка корпоративных венчурных инвестиций. Представитель «Ростеха» назвал значительно более крупную сумму – около 10 млрд руб. ежегодно. Отличия в оценках могут объясняться разными форматами работы, которые включаются в расчет.

По словам Дегтяревой, помимо венчурных сделок компании тратят от 1 млн до 5 млн руб. на пилотные проекты с участием стартапов. Эти вложения часто не дают моментального финансового эффекта, но позволяют проверить технологические гипотезы, провести экспертизу решений и, в случае успеха, масштабировать их внедрение, пояснила она. «При этом по результатам даже неуспешных пилотов стартапы получают бизнес-экспертизу корпорации, понимание ее требований к функциональности продукта и фактически готовую дорожную карту по доработкам и выводу продукта на широкий рынок», – подчеркнула эксперт.

Средний чек корпоративных сделок с венчурными стартапами – от 50 млн до 100 млн руб., добавила Дегтярева. В «Ростехе» привели более высокую вилку: в среднем от 100 млн до 300 млн руб., с возможными вложениями до 1 млрд руб. в зависимости от стадии и значимости проекта. В MTS StartUp Hub средний чек составляет 135 млн руб., заявлял глава организации Дмитрий Курин. С момента основания фонда в 2019 г. по середину 2024 г. было проинвестировано чуть больше 1 млрд руб. в девять сделок, уточнял он.

Как бизнес выбирает стартапы

По словам опрошенных экспертов, одна из главных причин сотрудничества корпораций со стартапами – стремление к технологическому обновлению и сокращению времени вывода новых решений на рынок. «Покупка для нас предпочтительнее, чем инвестиция через фонд, поскольку это более контролируемая и эффективная, на наш взгляд, история. Таким путем можно получить быстрый и прямой доступ к необходимым продуктовым и технологическим решениям. Особенно это актуально, когда остро встают вопросы импортозамещения и нужны быстрые результаты», – отметил представитель «Ростеха». Он добавил, что ключевые инвестиционные треки для госкорпорации сейчас – это медицинское приборостроение, робототехника, программное обеспечение и ряд других направлений.

Похожей логики придерживаются в ВТБ. Банк через акселератор занимается быстрым пилотированием стартапов, помогая внутренним бизнес-юнитам тестировать и внедрять инновационные решения. «Мы в «Акселераторе ВТБ» снижаем риски за счет проведения глубокой экспертизы решений, реализации быстрых и низкозатратных пилотов для проверки гипотез, исследования функциональности на ограниченных кейсах, оценки потенциального бизнес-эффекта от применения технологий», – объяснила Дегтярева.

Корпорациям важна и стадия развития продукта, но это не всегда решающий фактор. Так, в «Ростехе» ориентируется преимущественно на зрелые решения, особенно в машиностроении. В госкорпорации ценят скорость: важно, чтобы продукт был готов к внедрению в производственные процессы, пояснил представитель компании. Еще один ключевой критерий – синергия с существующим бизнесом. Как подчеркнул представитель госкорпорации, инвестиции в стартапы рассматриваются как инструмент для повышения эффективности, а не как самостоятельное направление.

МТС Startup Hub отказывается от фокуса преимущественно на стартапах средних стадий и уделяет больше внимания проектам со зрелыми технологическими решениями, а также на ранних стадиях реализации с высоким бизнес-потенциалом, рассказывал Курин. В частности, в фокусе фонда – seed-стартапы («посевная стадия», когда продукт уже существует, а средства привлекаются под тестирование бизнес-модели, маркетинг) и проекты более поздних стадий, которые интересны с точки зрения реализации бизнес-синергий с экосистемой оператора.

В «Акселераторе ВТБ» рассматривают решения с MVP (минимально жизнеспособный продукт), но допускают работу и с менее зрелыми проектами при наличии сильного потенциала, рассказал Дегтярева. При этом обязательны проверки на соответствие технологическим требованиям, наличие аналогов, риски в области безопасности и работы с персональными данными, добавила она.

Требования для сотрудничества с акселератором Sber500 – наличие MVP и уже состоявшиеся первые продажи, сказано на сайте проекта. Исключение сделано для DeepTech-решений (от англ. «глубокие технологии» – передовые разработки, основанные на научных открытиях или инженерных инновациях) с наукоемкой базой. Такие проекты могут рассчитывать на поддержку и без продаж.

Основные форматы взаимодействия

Корпорации используют разные модели для взаимодействия со стартапами: от покупки молодых компаний до программ наставничества и акселерации. Так, в «Ростехе» делают ставку на прямые M&A-сделки. «Акселератор ВТБ» активно работает с моделью пилотирования. «Понимая отличия предпринимательской и корпоративной культуры, мы выступаем медиаторами между банком и стартапами, сглаживая возникающие барьеры для эффективных партнерств», – объяснила Дегтярева.

По ее мнению, такая модель особенно эффективна в условиях, когда корпоративные структуры не готовы брать на себя высокий риск. Стартап получает обратную связь, дорожную карту по доработке продукта и шанс выйти на рынок, а корпорация – протестированное решение с понятным эффектом.

Среди главных рисков инвестиций в стартапы в компаниях называют технологическую незрелость продуктов, несоответствие требованиям безопасности и сложности коммуникации. В «Ростехе» подчеркнули, что стартапы часто не умеют адаптироваться под закупочные процедуры и регуляторику. Например, необходимость соответствовать «закупочным» 44-ФЗ и 223-ФЗ может стать серьезным барьером для молодой команды. Поэтому одной из задач корпораций становится обучение и сопровождение стартапов в процессе интеграции, добавила Масленникова.

Что дальше: тренды на горизонте

Российские крупные компании все активнее интересуются инновациями, создают венчурные фонды и программы для интеграции новых технологий, что способствует развитию экосистемы стартапов в стране, уверена Масленникова. Но она оговорилась: важно учитывать, что в России рынок корпоративных инвестиций относительно молод и развивается и средние показатели могут отличаться от западных рынков, а также зависят от конкретных отраслей.

Интерес корпоративных венчурных инвесторов к российским стартапам будет расти, если откроются возможности их выхода на глобальный рынок, считает Дегтярева. Кроме того, стимулом для развития рынка станет снижение ключевой ставки ЦБ, добавила она. «Доступность капитала позволит стартапам быстрее масштабироваться и повышать свою привлекательность в глазах корпораций. Корпорации продолжат приобретать перспективные стартапы, особенно в таких отраслях, как искусственный интеллект, кибербезопасность, финтех», – считает эксперт.

Она добавила, что сложные времена становятся стимулом для выхода на новый уровень сотрудничества. «Уже сейчас мы видим тенденцию более осознанного подхода корпораций по работе с инновациями стартапов, когда компании стремятся оценивать реальные финансовые эффекты от внедрения инноваций и сроки окупаемости внедряемых технологий. Эта тенденция будет усиливаться», – уверена Дегтярева.

В «Ростехе» уверены, что интерес крупного бизнеса к стартапам будет только расти, особенно на фоне задач в области импортозамещения. «Есть понятные технологические треки, критически важные для страны. Например, недавно вышла директива по роботизации государственных корпораций, включая «Ростех». Есть соответствующий план до 2030 г.», – уточнил представитель компании.