Данные соберут в цифровой котел

Как искусственный интеллект меняет облик современной промышленности
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Чтобы искусственный интеллект (ИИ) работал эффективно, его необходимо обучать на самых различных данных. Чем их больше, тем быстрее он превратится в полноценный инструмент развития бизнеса. Кратчайший путь к решению этой задачи – объединение усилий всех участников бизнес-сообщества. Как вывести ИИ из замкнутых периметров отдельных компаний, наладить эффективное взаимодействие и обмен успешными кейсами в транспортно-логистической отрасли, обсудили участники конференции «Интеллект нового поколения», организованной «Ведомостями» совместно с компанией Fesco.

Объединяя усилия

ИИ входит в нашу жизнь быстрее, чем ожидалось, что приводит к существенным изменениям в различных отраслях и необходимости трансформации бизнес-моделей, подчеркнул в ходе своего выступления профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Желько Текич. Это может быть сложным и болезненным процессом для компаний, которые не успевают за технологическим прогрессом. Те же бизнесы, которые успешно осуществляют цифровую трансформацию, могут получить конкурентные преимущества и стать лидерами на рынке, отметил Текич. «Специфика российского рынка заключается в том, что в стране нет венчурного капитала, компаний, специализирующихся на инвестициях в развитие искусственного интеллекта. Поэтому РФ будет трудно конкурировать в этой нише, а российским цифровым чемпионам придется брать основную работу [по развитию ИИ] на cебя», – резюмировал он.

В одиночку проблемы не решить, для полной реализации экономического потенциала ИИ бизнесу надо объединить усилия: это поможет сэкономить время и ресурсы на развитие технологии, а главное – значительно ускорит развитие и обучение систем, считает директор по персоналу транспортной группы Fesco Антон Пашков. «С этой целью мы инициировали проведение исследования о применении искусственного интеллекта в логистике. В рамках этого проекта мы планируем изучить опыт более 100 компаний, рассмотреть свыше 20 успешных кейсов. На сегодняшний день это крупнейшее исследование по данной теме», – отметил спикер.

Он добавил, что Fesco ведет переговоры с одним из технологических лидеров отрасли о совместной разработке специализированного информационно-консультационного курса для сотрудников «Искусственный интеллект в логистике». «У компании уже есть собственный курс по прикладному использованию нейросетей. Кстати, он разработан также с использованием искусственного интеллекта, как и другие обучающие курсы Академии Fesco. Реферирование документов, структура курса, написание текстов, подбор иллюстраций – все это делает ИИ, что позволяет нам существенно сокращать time-to-market: до полутора-двух месяцев против стандартных четырех-шести», – отмечает Пашков.

Интеллектуальное производство

Внедрение новых технологий требует инвестиций, обучения персонала и обеспечения кибербезопасности. Эффективное управление изменениями и адаптация к новым условиям становятся приоритетом для предприятий, стремящихся выжить и процветать в эпоху цифровой трансформации. «Текущие экономическая среда и социально-политическая  характеризуются высокой степенью турбулентности и неопределенности. Уже на протяжении нескольких лет главным фактором глобального рынка является непредсказуемость», – подчеркнул начальник управления по работе с данными Fesco Евгений Попов. По его словам, в этих условиях способность к быстрой адаптации становится определяющим условием выживания и ключевым конкурентным преимуществом. Поэтому во всех отраслях, которые затронули изменения, в том числе в транспортно-логистической отрасли, значительно ускорились процессы цифровой трансформации и внедрения систем интеллектуального прогнозирования на базе искусственного интеллекта, уточнил эксперт. В частности, ИИ позволяет изменить операционную модель логистики с реактивной на прогнозируемую, работающую на опережение, что обеспечит более высокие результаты при оптимальных затратах внутри компании, отметил он.

Fesco сейчас находится в процессе формирования и утверждения программы по развитию ИИ и продолжает исследования в этом направлении, чтобы как можно четче определить предстоящие цели по экономическим эффектам, отметил Попов. По его словам, трансформация коснется до 70% бизнес-процессов компании. «Уже сегодня мы активно работаем над разработкой и внедрением систем с использованием ИИ по нескольким направлениям: производственные цепочки, маркетинг и коммуникации, а также управление персоналом (HR, обучение и т. д.). Только за последние три года компания в десятки раз увеличила инвестиции в разработку и внедрение программы с использованием ИИ», – заверил спикер.

Один из ближайших проектов – «ИИ-наставник», предназначенный для капитанов судов и механиков. «Наши суда заходят в порты 143 стран мира. Это значит, что капитан должен знать и соблюдать не только требования международного морского права, но и локальных нормативных актов стран, в которых мы работаем», – рассказывает Пашков. Разобраться в таком огромном количестве документов бывает непросто, поэтому ИИ здесь может стать настоящим подспорьем, отметил он. «У бортовых механиков та же история: разные типы судов, разная спецификация. Задача виртуального помощника – подсказать специалисту варианты решения технических вопросов на борту. Отдача от такого робота-помощника очевидна: сокращается время простоя, а значит, и затраты», – пояснил Пашков.

Основной экономический эффект в Fesco ожидают от оптимизации производственного направления, говорит Попов. «По последним оценкам середины 2023 г., до 10% перемещений грузов носят непроизводственный характер. Внедрение систем интеллектуального планирования и управления перемещениями позволит сократить этот показатель на 3–5 процентных пунктов, что значительно сократит временные и операционные затраты», – рассказал он.

Без борща

Искусственный интеллект играет важную роль в цифровизации различных направлений деятельности и в «Росатоме», включая не только атомную энергетику, но и новые отрасли, такие как ядерная медицина, логистика, ветроэнергетика, заявил заместитель генерального директора по проектам, технологиям и инновациям компании «Цифрум» (входит в госкорпорацию) Дмитрий Баглей. Также решающую роль в достижении технологического лидерства играют цифровые двойники заводов и квантовые технологии, добавил он. Масштабирование успешных пилотных проектов до промышленного применения остается вызовом, но в существующей обстановке дефицита кадров компании не остается выбора, подчеркнул Баглей.

Понятие искусственного интеллекта включает в себя гораздо больше, чем просто генерация изображений и текстовых сообщений, отметил директор департамента технологий искусственного интеллекта «Русала» Михаил Граденко. ИИ имеет широкое применение в различных отраслях, таких как финансы, электронная коммерция и телекоммуникации, напомнил он. Промышленные компании оставляют огромный цифровой след, но для эффективного использования данных необходима культура работы с ними, подчеркнул Граденко: необходимо осознанно подходить к внедрению технологий ИИ, учитывая уровень готовности и зрелости компании.

Но ни одна самая совершенная система искусственного интеллекта не способна сейчас заменить женщину в процессе приготовления борща, сетует эксперт: «Нельзя построить такую систему, которая могла бы понять вкусовые характеристики, определить, до какой степени пожарить морковку, как правильно и долго варить суп». «То есть это сложнейшая задача, сложнейшая задача с точки зрения ее декомпозиции и закрытия всех этапов. При этом в производстве существует огромное количество задач, когда мы декомпозируем и трансформируем процесс взаимодействия людей с системами, куда мы внедряем искусственный интеллект и получаем значительные эффекты», – объясняет он.

В стране много старого производственного фонда, его модернизация стоит дорого, продолжил Граденко. «Модернизировать один котел будет стоить 18 млн руб., а за несколько миллионов можно «оцифровать котел»: установить на оборудование простые датчики и систему компьютерного зрения, которая оцифровывает сигнал и передает полученную информацию в АСУТП, снимая, таким образом, потребность в модернизации сразу десятка котлов, – это шикарная экономия», – подчеркивает эксперт. Такие лайфхаки в применении новых технологий вместе со старыми позволяют получать живые экономические эффекты уже сегодня, резюмировал он.