Через 2–3 года полностью беспилотные трактора станут массовыми
Российские аграрии подталкивают отрасль к внедрению новых технологийВ последние 2–3 года беспилотники получили толчок для развития – нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (БАС) обещает до 2030 г. почти 1 млрд руб. на развитие гражданских БПЛА, в которых нуждается в том числе и сельское хозяйство. Но помимо авиации аграриям нужна и наземная техника – трактора и комбайны.
Направление наземной беспилотной сельхозтехники в России развивается динамично, говорит директор ассоциации сельхозтоваропроизводителей и промышленников «Интерагротех» Наталья Филиппова. «По нашим оценкам, несмотря на консервативность отрасли, сегодня ИИ в России использует порядка 13–15% агрохозяйств, но мы не исключаем, что в ближайшие 2–3 года эта цифра превысит 20%», – сообщила директор ассоциации. По оценкам Филипповой, темпы внедрения отечественных ИИ- и беспилотных технологий в послепандемийный период в агроотрасль выросли на 8–10%, интерес агрохозяйств за этот период к внедрению новых отечественных технологий вырос более чем на 10–12%.
«По уровню развития беспилотных технологий в агро и темпам их промышленного внедрения наша страна является одной из ведущих стран в мире. Массовое промышленное использование систем автопилотирования на основе ИИ, включая заводскую серийную комплектацию, налажено только в России. Ведущие разработчики сельхозтехники декларировали выход аналогичных по функционалу промышленных решений к 2025–2026 гг.», – рассказала Филиппова. Эксперт подчеркнула, что потенциал для развития беспилотных ИИ-систем у России огромен. «В России более 120 000 комбайнов, 420 000 тракторов и 15 000 самоходных опрыскивателей, а уровень проникновения автопилотов в этом сегменте пока варьируется по регионам от 6 до 22%», – отметила директор «Интерагротеха».
Беспилотные технологии активнее всего сейчас внедряются при производстве техники вроде сеялок и поливалок. С тракторами и комбайнами ситуация сложнее. Из российских производителей тестирование своих беспилотных тракторов и комбайнов проводит «Ростсельмаш», Cognitive Agro Pilot внедряет автопилоты. «Ростсельмаш» показал свой беспилотный комбайн еще в июле 2020 г., но, как отмечает генеральный директор IT-компании ООО «Стеми» Сергей Гамбург, для них это достаточно новое направление, им потребуется время и их техника подразумевает наличие оператора, который будет контролировать процесс, что приводит к вопросу о кадрах.
Cognitive Pilot обещает и полностью беспилотную технику. «В течение двух-трех лет совместно с Петербургским тракторным заводом мы представим полностью беспилотный трактор – присутствие механизатора в кабине не понадобится», – делилась в своем блоге президент и основатель Cognitive Technologies (занимается разработкой беспилотной наземной сельхозтехники) Ольга Ускова.
Представитель Cognitive Pilot рассказал «Ведомостям», что техника компании массово поставляется в российские хозяйства с весны 2023 г., за сезон 312 тракторов обработали 2,3 млн га. На сегодняшний день в России работает более 1700 умных тракторов и комбайнов в 30 регионах страны. К 2024–2025 гг. планируется выпуск звеньев, где ведущий трактор будет пилотируем, а ведомые – полностью беспилотные.
Воронежская область также была полигоном для испытания комбайнов с машинным зрением от Cognitive Pilot, рассказал начальник отдела научно-инновационного и технического развития минсельхоза Воронежской области Александр Винников. По его словам, в результате тестирования работы как отдельных единиц, так и групп выявлены положительные стороны этой системы в совокупности с другими системами сохранения курсовой устойчивости при выполнении уборки зерновых или подсолнечника, но и ряд недоработок, которые мешали четкому машинному зрению. Их анализ позволил компании улучшить потребительские свойства предлагаемой системы. «Следующим шагом в пилотном проекте внедрения беспилотной сельхозтехники будет демонстрация отечественного трактора в реальных условиях на почвообработке и севе сельхозкультур», – пояснил Винников.
Гамбург отметил, что сейчас эта отрасль находится в «самой активной» стадии развития и на рынке есть несколько продуктов. По его словам, это хорошие решения, но «несколько сыроватые». «Пик развития и рабочие беспилотники, которые вообще не требуют присутствия механизатора, появятся в ближайшие 2–3 года», – считает Гамбург.
С этой оценкой в целом согласился Винников. Свою разработку беспилотного трактора уже представил Минский тракторный завод, и президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил белорусским машиностроителям активнее внедряться на российский рынок. «Сейчас мы видим два конкурентных направления: проект питерского тракторного завода с сочлененной рамой и классическая компоновка от Минского тракторного завода и сибирских разработчиков – уверен, они неплохо себя проявят на большинстве операций в поле», – сказал Винников.
Глава крестьянского фермерского хозяйства в Воронежской области Никита Токмаков считает, что, по сути, единственным игроком сейчас является Cognitive Pilot, которая начала тестировать полностью беспилотные трактора. По его мнению, российские производители наиболее близко подошли к прорыву в сфере беспилотной агротехники, поскольку иностранные концепты сталкиваются с госрегулированием. В частности, эта техника слишком крупная и перемещаться по дорогам общего пользования она не может из-за законодательных ограничений, что ставит в тупик логистику. Трактора от Cognitive Pilot достаточно компактные, чтобы перевозить их в фурах, и работают «роем», закрывая поле. «Ключевой вопрос – довести до ума эту технологию. Должны быть соответствующие орудия, специалисты, способные их настроить. Сейчас это создано, но не обкатано», – говорит Токмаков.
Филиппова также отметила, что в числе ключевых потребностей отрасли – необходимость формирования мер государственной поддержки в части массового внедрения роботизированных систем в АПК. «В том числе предоставление субсидий и льгот отечественным аграриям на приобретение инновационных решений российского производства. Пока же все меры поддержки сегодня направлены на разработку, внедрение, но не масштабирование технологий», – подытожила директор профильной ассоциации.