ИИ может в 4–5 раз снизить нагрузку на российских преподавателей

Предпосылки для его массового внедрения есть, но пока этот инструмент используют в основном в вузах
iStock
iStock

Менее суток понадобилось студенту Российского государственного гуманитарного университета Александру Жадану, чтобы написать диплом с помощью чат-бота ChatGPT с искусственным интеллектом (ИИ), который он смог защитить в 2023 г. С тех пор инструменты в сфере ИИ взяли на вооружение и отечественные преподаватели. Пока их применяют отдельные энтузиасты, хотя возможности использования технологии для повышения производительности труда педагогов и эффективности обучения студентов довольно широки.

ИИ способен экономить время преподавателя и разрабатывать индивидуальные учебные программы, считают представители Альянса в сфере искусственного интеллекта (его участники – «Яндекс», «Газпром нефть», «Сбер», VK Group, МТС и РФПИ). Эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) SafeNet Иван Линдберг оценивает эту экономию времени в 4–5 раз. А к 2030 г. ИИ сможет сократить время работы учителя в 10 раз, предполагает эксперт рынка НТИ SafeNet Игорь Бедеров.

Проблему высокой бюрократической нагрузки на педагогов признают и чиновники. В частности, премьер-министр Михаил Мишустин 18 апреля на встрече с руководителем Рособрнадзора Анзором Мусаевым говорил, что большое количество отчетных документов не оставляет времени для работы с детьми. В ответ на поручение Мишустина к следующему учебному году разгрузить преподавателей Мусаев пообещал сократить количество информационных систем, дублирования в них информации, а также число мониторингов.

Впрочем, ИИ способен автоматизировать и другие рутинные задачи преподавателей: например, отвечать на повторяющиеся вопросы учащихся, следует из доклада «Сберуниверситета» «AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас?». ИИ можно применять для создания тестового или зачетного материала на основе уже готового текста, сводя часовую работу до 10 минут, включая время на проверку выданных ответов, добавил Линдберг. Кроме этого ИИ позволяет выставлять оценки работам студентов с помощью анализа ключевых слов, структуры, стиля и сравнения с другими работами, говорится в докладе «Сберуниверситета».

«Сейчас ИИ в образовательный процесс в России почти не внедрен. По крайней мере, в том качестве, которое следовало бы ожидать от передовой технологии», – считает Бедеров. В основном платформы с генеративным ИИ начинают использовать преподаватели вузов, объясняет «Ведомостям» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Я создал себе разных роботов внутри ChatGPT: один дает рекомендации [будущим интернет-маркетологам], как написать статью для «Дзена», рекламу для «В контакте» и «Яндекс директ». Другой робот помогает студентам составлять резюме на основе загруженной в него информации и портфолио», – рассказал преподаватель Школы дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Дмитрий Андрияшкин. Он также использует ChatGPT для транскрибирования своих лекций и создания рекомендаций контрольных вопросов к материалу, Claude – для суммирования и резюмирования, Perplexity и Bing chat – для поиска информации, Gigachat и Midjourney – для генерации картинок к презентациям.

Персонализированное обучение

Одним из образовательных направлений, где ИИ может принести наибольшую пользу, является персонализированное обучение, говорится в отчете этого года АНО «Цифровая экономика». Алгоритмы ИИ анализируют текущую успеваемость ученика, данные о его мотивации и другую информацию, выстраивая индивидуальную учебную траекторию и предлагая студенту рекомендации.
В планах департамента образования и науки города Москвы на ближайшие годы – внедрить такие сервисы с использованием ИИ в городскую образовательную платформу «Московская электронная школа», сообщил «Ведомостям» представитель департамента.

Применять ИИ в преподавании физики сложнее, так как он пока «достаточно линейный», признается доцент кафедры общей физики МФТИ Леонид Колдунов. При этом он не исключает, что в перспективе ИИ может взять на себя решение части задач в работе преподавателя физики, позволив ему больше заниматься творческими вещами.

По словам доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергея Кузубова, преподаватели используют генеративную языковую модель YAGPT2 для написания писем, объяснения непонятных слов или тем из учебника. Русскоязычная нейросеть от «Сбера», говорит эксперт, способна отвечать на вопросы и писать код. С помощью инструмента BOTHUN – русского агрегатора нейросетей GPT-4 и Midjourney – можно генерировать тексты, решать задачи и анализировать данные, добавил доцент, уточнив, что там уже собрана библиотека промптов, или готовых запросов для ИИ.

Экономия времени учителей нужна в ситуациях, когда приходится работать онлайн с большими группами от 100 и более человек, и в реальном времени без ИИ мониторить их успехи просто невозможно, говорит руководитель Национального центра когнитивных разработок – Центра компетенций НТИ «Технологии машинного обучения и когнитивные технологии» на базе университета ИТМО Александр Бухановский.

Рекомендации вузов по использованию генеративного ИИ в академической среде проанализировали исследователи из Гонконга и Сингапура. В своей работе, опубликованной в научном журнале Computers and Education Open в 2023 г., они предлагают использовать ChatGPT для оценки уровня сложности заданий для студентов, требующих ответа на закрытые вопросы или написания простых алгоритмов.

Там же описаны задачи, которые сложно или невозможно сделать с использованием нейросетей: это задания, подразумевающие использование креативности и критического мышления. Такие рекомендации даны в руководствах 17 зарубежных университетов, среди которых Университет Дьюка (США), Корнеллский (США), Эдинбургский (Шотландия) и Токийский (Япония) университеты.

Российские педагоги скорее выступают критиками работ, полностью выполненных ИИ вместо ученика, отмечает Абанкина. Профессор говорит, что у преподавателей хватает возможностей пресекать такие подходы к обучению. Они стараются научить студентов использовать нейросети для более сложных задач, дополняет эксперт.

Возможности ИИ становятся более доступными и в сегменте российского среднего профессионального образования, на которое государство сейчас делает большой упор, развивая федеральный проект «Профессионалитет». Например, столичные власти совместно со «Сбером» до конца июня научат 200 педагогов IT-специальностей колледжей Москвы применять инструменты ИИ и использовать эти знания на занятиях со студентами. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы столичного департамента образования и науки.

ИИ позволяет сделать прозрачными сами процессы приобретения знаний и отработки навыков, так как дает возможность не только проверить ответы, но и проанализировать путь решения, что особенно важно при обучении программированию и использованию ПО, считает Бухановский.

В меньшей степени готовы использовать инструменты ИИ в своей работе учителя школ, считает Абанкина. В основном это объясняется перегрузками и выгоранием педагогов, пояснила она. Внедрение ИИ в сфере образования нужно выполнять очень вдумчиво, так как оно требует большей нагрузки на учителей: валидации материалов и системного понимания результатов обучения, говорит Бухановский. «Если пустить это на самотек, то есть риск привыкания к снижению уровня обучения со всеми вытекающими последствиями», – заключил он.

Кроме того, с учителями нужно систематически работать, поддерживая высокое качество сопровождения внедрения инструментов ИИ, считает руководитель проекта «Контур.Толк» Павел Скрипниченко. «Это должна быть плановая работа, подразумевающая применение специальных регламентов, а не эпизодическое выдергивание на 2–3 месяца на переобучение, как на курсах повышения квалификации», – говорит он.

По словам директора Института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ Сергея Крылова, широкое использование ИИ требует перестройки учебного процесса, пересмотра требований к заданиям, их оцениванию. При этом с инфраструктурной точки зрения школьный сегмент в России достаточно централизован: во многих регионах есть государственные информационные системы для сбора, хранения, анализа и визуализации данных, которые интегрируются с применяемыми учителями IT-продуктами, говорит Скрипниченко. Если такие информсистемы будут достаточно адаптивны для внедрения ИИ, возможно массовое применение технологии в практике педагогов, заключил он.

Как отметил Колдунов из МФТИ, для снижения бумажной нагрузки при помощи ИИ потребуется менять протоколы взаимодействия подразделений друг с другом и внутри одной организации. «Польза ИИ не в том, что он экономит время работы учителей, а в том, что при сохранении трудозатрат он позволяет значимо повысить качество процесса обучения», – уверен Бухановский. За педагогами, по мнению Бедерова, должна сохраниться работа по контролю ИИ, индивидуальной работе с учащимися и разработке новых приемов преподавания, которым нейросети будут обучать в будущем.

В современных условиях искусственный интеллект определяет вектор развития системы образования, трансформируя процесс как обучения, так и преподавания. С одной стороны, внедрение технологий ИИ в организацию учебного процесса позволяет автоматизировать рутинные операции и эффективно перераспределять ресурсы. С другой стороны, от качества подготовки специалистов в области сквозных технологий, таких как искусственный интеллект и квантовые технологии, зависит развитие экономики и обеспечение конкурентоспособности страны в современных условиях, – говорит представитель пресс-службы Минобрнауки.

«Ведомости» направили запросы в Минпросвещения, а также в ИТМО и другие вузы. Представитель Рособрнадзора отказался от комментариев.