Миграция в облака: почему растет спрос на облачные решения
Какие вызовы ставит перед бизнесом этот ростВ 2023 г. спрос на российские облачные сервисы вырос более чем на треть: не только из-за ухода иностранных игроков, но и благодаря появлению новых заказчиков. В ближайшие два года двузначный рост продолжится, а это потребует от провайдеров решения новых задач. Главная из них – безопасность. Среди других – поиск и сохранение кадров, удовлетворение запроса клиентов на мультиоблачность и GPT-like технологии. О трансформации рынка, его готовности к консолидации и экспортных перспективах игроки рынка и эксперты говорили на форуме «Телеком 2024».
Почему растут облака
Объем рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2023 г. вырос на 33,9% до 121 млрд руб., подсчитали эксперты iKS-Consulting. В 2024 г. он может прибавить в деньгах около 30%. Такая динамика привлекает внимание к отрасли новых заказчиков, а также инвесторов, рассказал на форуме «Телеком 2024» директор по развитию бизнеса iKS-Consulting Дмитрий Горковенко.
В ближайшие 3–5 лет рынок продолжит развиваться двузначными темпами, согласны большинство участников форума. Основной этап турбулентности закончился в 2023 г., отметил коммерческий директор Beeline Cloud Сергей Кондратьев. Большинству игроков, по его словам, удалось наладить каналы поставок и справиться с масштабной волной миграции заказчиков на российские облачные сервисы. Спрос вырос как на сервисы IaaS (инфраструктура как услуга), так и PaaS-сервисы по предоставлению комплексной услуги, сказал Кондратьев. Внимание на облака обратили даже те клиенты, кто прежде не использовали облачные технологии. Причины тому – повышение стоимости оборудования и зарплат IT-специалистов из-за их дефицита, подчеркнул эксперт. Сейчас, по его словам, на рынке продолжается масштабная миграция в облака крупных заказчиков из финансового сектора: «даже банков с их критичными системами». Заказчики ждут не просто базового инфраструктурного решения, а все чаще рассчитывают на нескольких cloud-провайдеров, которые будут решать задачи бизнеса «под ключ», говорит он. Клиентов интересует возможность провайдера забрать отдельные системы на сопровождение и обеспечивать их безопасность, вплоть до внедрения комплексной системы защиты Центров мониторинга информбезопасности (Security Operation Center), где под управлением провайдера фактически находится весь IT-стек заказчика.
Уход иностранных вендоров и блокировки российских пользователей заставили многих клиентов пересмотреть свои облачные стратегии, в том числе с уклоном в мультиоблачность, соглашается директор по развитию бизнеса Cloud.ru Михаил Лобоцкий. «Экспертиза на стороне заказчиков растет вместе с их запросом на распределение своих рисков и задач», – говорит он. Крупный B2B-сектор наряду с финансовым действительно развернулся в сторону облачного провайдинга. В совокупности это отражает глобальный тренд на укрупнение и огосударствление экономики, считает Лобоцкий.
Россия по уровню цифровизации банковской сферы и госуслуг выделяется на международном уровне: эти сферы сейчас переходят на облачные решения, но пока они в начале пути. Например, в Китае банки могут хранить сведения, относящиеся к банковской тайне, в облаке, в России финсектор пока только движется в сторону актуализации регуляторных требований и правил, которые в мировой практике предполагает сегмент Financial Cloud, говорит Лобоцкий. В пример он приводит проект «Гостех» (облачная платформа для федеральных и региональных органов власти), который меняет регулирование и создает почву для развития облаков в государстве.
Перспективы и вызовы
Новым вызовом для облачных провайдеров стали вопросы безопасности, о чем говорит возросшее количество атак на инфраструктуру как самих провайдеров, так и их клиентов, заявил директор по продукту Yandex Cloud Григорий Атрепьев. По данным отчета компании StormWall, в 2023 г. количество DDoS-атак во всем мире увеличилось более чем на 60%. На Россию пришлось более 7% от их числа. Перед провайдерами стоит задача расширения портфеля сервисов по безопасности, считает он. Кроме того, им предстоит продолжить работу по повышению уровня осведомленности клиентов и усилить для них прозрачность облачных технологий. «На стороне клиента должно быть полное понимание и контроль процессов: admin transparency всего, что происходит с его сервисами в облаке большого провайдера», – указал он.
Другим направлением, которое будет набирать обороты, по мнению Атрепьева, станет распространение Generative AI (систем генеративного искусственного интеллекта). Пока бизнес лишь экспериментирует, ищет зоны эффективного применения GPT-like технологий в своем ландшафте, отмечает он. В перспективе GenAI может стать «таким же стандартом, как голосовые роботы-помощники и чат-боты». Но компаниям, которым интересны AI-технологии, предстоит решить проблему дефицита графических процессоров (GPU) и нехватки мощностей, отметил Лобоцкий. Поэтому в мировой практике, по его словам, большие облачные провайдеры все чаще строят дата-центры рядом с атомными электростанциями. Аналогичные проекты есть в России: это Центр обработки данных (ЦОД) «Ростелекома» на площадке Калининской АЭС и строящийся ЦОД «Сбера» в Балаково.
Еще одной усиливающейся тенденцией может стать консолидация рынка и сделки M&A, заметил операционный директор CloudMTS от МТС Иван Яцко. «Сейчас на рынке присутствует более 20 игроков с небольшими долями, и очевидно, что спираль консолидации начнет в ближайшее время закручиваться», – предполагает он.
Отличительная особенность облачного рынка последних двух лет – рост потребления услуг у малого бизнеса, заметил директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «Мегафона» Александр Осипов. Он утверждает, что решения российских провайдеров пока отстают по функциональности от решений западных игроков. «С одной стороны, мы будем ее повышать, с другой – предлагать нишевые решения», – добавил он.
Шансы на экспорт
Экспортные возможности российских провайдеров пока ограничены ближним зарубежьем, считает Осипов. «С точки зрения виртуализации, надстроек над облаком, PaaS-сервисов мы еще находимся не в середине, а в начале пути, – резюмировал Осипов. – Соперничать с Amazon и Microsoft на данном этапе сложно». Заказчики, привыкшие к высокому уровню западных облаков, пока не в полной мере удовлетворены возможностями российских провайдеров, подтвердил Илья Хала, гендиректор сети дата-центров 3Data: «И вот это как раз точка роста».
С этим не вполне согласен Лобоцкий из Cloud.ru. Компания, по его словам, исследовала облачное применение в госсекторе США, Китая, Европы. «Путь, который мы уже прошли в части госуслуг, обладает хорошим экспортным потенциалом и может стать той ценностью, которую мы привнесем на международную арену», – сказал он.
Кадры важнее инфраструктуры
Перед отраслью стоит вопрос поиска и сохранения кадров, сказал Лобоцкий. За два года рынок показал, что облачные провайдеры в состоянии идти с опережением и наращивать свои мощности. «Основная борьба сейчас на рынке происходит за таланты и экспертизу, а не за мощности, ЦОДы и сервера», – заключил он.
Это актуальный вопрос для продвижения имеющихся сервисов и технологий, согласился Атрепьев: «Важно все, что связано с обучением и подготовкой кадров, обеспечением экспертизы сотрудников, которые будут двигать отрасль вперед». Для решения этой задачи «Яндекс» запустил совместные образовательные программы в шести российских университетах. Работа с вузами, обучение кадров и взаимодействие с вендорами по этим вопросам – колоссальный HR-трек, заключил Александр Осипов, «который сохранит свою актуальность в перспективе ближайших пяти лет».