Команда на взлет: как найти кадры для беспилотия
О чем говорили участники конференции «Кадры для беспилотных авиационных систем в России: задачи и возможности»С развитием технологий беспилотных авиационных систем (БАС) возникла необходимость в подготовке специалистов, которые могут не только управлять этими устройствами, но и разрабатывать, обслуживать и внедрять их в различные сферы экономики. Использование БАС расширяется в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, логистика, геодезия и даже медиа и кинематография. Но, как отметили эксперты на совместной конференции «Ведомостей» и Университета 2035 «Кадры для беспилотных авиационных систем в России: задачи и возможности», одно из главных препятствий на пути роста этой индустрии – это нехватка кадров, обладающих соответствующими навыками.
Сегодня наиболее востребованы специалисты по эксплуатации и обслуживанию дронов, так как именно эти функции составляют основную часть текущих потребностей рынка. Также растет спрос на инженеров и программистов, которые разрабатывают компоненты БАС, например, системы управления, камеры и датчики. Остро ощущается нехватка специалистов в области кибербезопасности, способных обеспечить защиту данных и сетей для БАС. В образовательной сфере приоритетным стало создание гибких и практико-ориентированных программ, направленных на подготовку специалистов в этих областях.
Ректор Университета 2035 Вадим Медведев отметил, что уже сейчас университет ведет серьезную программу подготовки кадров. В рамках реализации федерального проекта «Кадры для БАС» Университет 2035 в 2024 г. отобрал 30 партнеров – образовательных организаций для разработки и реализации учебных программ по подготовке разного направления специалистов отрасли беспилотия, рассказал он. «Все наработки 2024 г. мы продолжим реализовывать в 2025 г. в рамках решений правительства и с учетом задач наших партнеров, отраслей и федеральных органов исполнительной власти, которые этими отраслями руководят, в том числе Минприроды, МЧС России, Росгвардия, Минтранс, Минстрой, Минсельхоз, Минпромторг. Число отраслей, которые внедряют сегодня беспилотную технику, очень солидно», – подчеркнул он.
За первый год реализации национального проекта БАС произошло значительное усиление интеграции между различными секторами, участвующими в развитии технологии, отметил Медведев. По его словам, одним из ключевых достижений стало создание НПЦ (научно-производственных центров) по всей стране, где компании могут получить поддержку в разработке и тестировании новых решений. Он также подчеркнул важность «бесшовного неба», в котором дроны должны интегрироваться с наземной инфраструктурой.
Обучение в сфере БАС должно быть не только глубоким, но и прикладным, ориентированным на потребности реальных компаний, отметил директор Центра компетенций по БАС Университета 2035 Дмитрий Кайсин. Необходимо создавать и распространять лучшие практики в обучении, чтобы ускорить развитие индустрии БАС, отметил он.
В своем выступлении Кайсин рассказал о комплексной трехмерной системе подготовки кадров для сферы БАС, которая должна покрывать все регионы России, все этапы жизненного цикла БАС и все возрасты (от школьников до взрослых), которые могут пройти переквалификацию и сменить профессию. Кайсин особенно подчеркнул важность вовлечения молодежи в инженерное творчество через использование дронов как обучающих конструкторов, что помогает готовить будущих специалистов для отрасли.
Также Кайсин обратил внимание на важность обмена опытом между участниками, представляющими разные регионы и образовательные учреждения. Он отметил, что благодаря партнерству с широким кругом организаций – от университетов до корпоративных учебных центров – можно сформировать гибкие образовательные траектории. По его словам, в этом году Университет 2035 собрал значительное количество образовательных провайдеров, что стало одним из первых шагов к созданию единой сети для подготовки кадров по актуальным и востребованным направлениям. Кайсин также выделил успешные кейсы сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, подчеркнув, что этот подход позволяет обучать специалистов на региональных площадках и тем самым охватывать более широкую аудиторию.
Среди основных препятствий для полной локализации производства БАС в России исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров выделил нехватку квалифицированных кадров, необходимых материалов для производства комплектующих, а также отсутствие четкого гарантированного спроса.
Дудоров отметил, что сейчас стоимость российских комплектующих для дронов в пять–восемь раз выше, чем у китайских аналогов. Он подчеркнул, что только около 40% компонентов для БАС полностью локализованы, то есть производятся из отечественного сырья и компонентов. Еще 40% частично локализованы, а оставшиеся 20% не могут быть локализованы из-за технологических или компонентных сложностей. Он подчеркнул, что для снижения стоимости продукции и приближения к уровню цен китайских производителей необходимо обеспечить гарантированный заказ на ключевые комплектующие в объеме 100 000–120 000 единиц в год.
Дудоров отметил, что ситуация с доступностью российских комплектующих для дронов улучшается благодаря федеральному проекту по развитию БАС, который обеспечивает меры поддержки для увеличения доступности комплектующих. Однако он подчеркнул необходимость структурирования спроса, чтобы предприятия могли производить крупные серии продукции, что позволит снизить издержки за счет массового производства.
При этом развитие отрасли и локализации сдерживает и нехватка специалистов с навыками в разработке и эксплуатации компонентов БАС, таких как винтомоторные группы и электродвигатели, подчеркнул Дудоров. Он отметил, что компании часто вынуждены самостоятельно обучать сотрудников, так как образовательные учреждения пока не успевают за требованиями рынка.
Специалисты по БАС нужны на трех этапах, подтвердила специалист по работе с государственными органами компании «Гаскар» Анастасия Иванова. Она также отметила важность кибербезопасности для беспилотных систем, учитывая специфику работы с данными и связь.
Растет и спрос на специалистов, которые смогут адаптировать дроны для конкретных отраслей, таких как сельское хозяйство и строительство, подчеркнул в своем выступлении генеральный директор компании БАС Алексей Варятченко. Он также акцентировал внимание на необходимости обучать заказчиков дронов, чтобы они понимали преимущества и ограничения беспилотных технологий.
Заместитель директора Центра компетенций по БАС Университета 2035 Алексей Степанов подчеркнул важность адаптации образовательных программ под конкретные запросы отрасли: «Университет 2035 совместно с провайдерами обеспечивает в рамках проекта подготовку только тех специалистов, в которых заинтересована отрасль». В своем выступлении он отметил, что основным приоритетом остается развитие гибких траекторий в образовании для удовлетворения потребностей отрасли на ближайшие годы.
Степанов выделил ключевые направления в подготовке кадров для БАС: формирование отраслевого заказа, популяризация профессии среди молодежи через различные активности, включая регулярные спортивные соревнования по БАС, и координация усилий различных участников процесса для эффективного развития отрасли. Он также отметил, что в I квартале 2024 г. было уделено значительное внимание формированию отраслевого заказа на обучение, в котором приняли участие более 120 компаний из всех регионов страны. Собранные данные показали, что 80% запросов касались подготовки специалистов по эксплуатации БАС, в том числе операторов, специалистов по обслуживанию и ремонту и пр.
Михаил Шепель, проректор Томского государственного университета, выделил успешный опыт сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и компаниями. Он отметил, что «сетевая организация программ» стала ключом к обеспечению массовой подготовки кадров: «Запрос предприятия не может удовлетворить отдельно взятая образовательная организация. Мы собираем лучшие компетенции нескольких университетов, чтобы быстро удовлетворить запросы рынка».
Наталья Андрейченко из Уральского федерального университета также подчеркнула значимость сотрудничества между университетами и компаниями. Она отметила, что без сетевого взаимодействия невозможно наладить массовую подготовку кадров и обеспечить быстрый доступ к практическим ресурсам для студентов.
Успех обучения заключается в тесной связи с реальной индустрией, где студенты проходят практику и непосредственно применяют свои навыки в условиях, максимально приближенных к рабочим, резюмировал генеральный директор Школы беспилотной авиации Денис Кириков.
Все эксперты сошлись во мнении, что вопрос подготовки кадров – основополагающий для формирования отрасли БАС. Без подготовки инженеров и операторов дронов достижение целей нацпроекта БАС, запущенного правительством в 2024 г., будет маловероятным.
Сценариев применения БАС гораздо больше, чем их использование в военных целях, и они уже внедряются активно во многих отраслях промышленности – и не только: обследование и диагностика линейных объектов (ЛЭП, дороги, трубопроводы), обследование промышленных объектов (цеха, трубы, шахты, тоннели), перевозка грузов в труднодоступных местах, поиск людей и пожаров, доставка медикаментов и средств первой помощи, учет популяции и миграции животных и рыб, оценка поводковых ситуаций, аэрофотосъемка. Поэтому специалисты по проектированию и эксплуатации дронов будут востребованы и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.