Будущее спутникового телевидения – в разнообразии контента

Каким рискам подвержен российский телеком в современных условиях

В конце 2019 г., когда в России проводился завершающий этап перехода с аналогового на цифровое вещание федеральных каналов, у участников рынка телекоммуникационных услуг возникли определенные опасения. Они были связаны с возможным оттоком абонентов платного телевидения в связи с запуском второго мультиплекса, то есть пакета общероссийских обязательных общедоступных телеканалов цифрового телевидения, сформированного в результате конкурсов Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию при Минкомсвязи. Телевидение с 20 каналами (первый и второй мультиплексы) представило бесплатную альтернативу услугам, за которые люди привыкли платить. Однако негативные прогнозы для телеком-компаний не сбылись, абонентская база продолжает расти. Почему произошло именно так? Причин несколько.

Прежде всего не стоит забывать, что Россия – страна очень большая и, соответственно, телевидение нужно на разных территориях. При этом далеко не во всех населенных пунктах есть сигнал эфирного телевидения или интернет.

Вторая причина, по нашему мнению, связана с тем, что не везде экономически целесообразно проводить широкополосный доступ (ШПД) к интернету, а мобильные операторы перестали предоставлять услугу безлимитного трафика: людям не удастся смотреть видеоконтент без ограничений. Обе причины приводят к тому, что спутниковое телевидение по-прежнему остается единственной доступной альтернативой для жителей отдаленных регионов страны.

Но самый, пожалуй, важный фактор – коммерческий вещатель прикладывает достаточно много усилий, чтобы сделать свой контент максимально разнообразным. При этом люди хотят смотреть разные форматы передач в хорошем качестве. А спутниковое телевидение сегодня – это HD- и Ultra HD-качество.

Кроме того, в коммерческом телевизионном сегменте пользователям предоставляются различные удобные технические решения, которые позволяют, например, поставить передачу на паузу, «перематывать» эфир. Фактически эти сервисы приближают спутниковое вещание к формату онлайн-кинотеатров, где посмотреть фильм можно в любое время.

Сегодня «Триколор» активно развивает каналы собственного производства, предназначенные для трансляции кино и сериального контента. И это не случайно: телесмотрение от линейного и массового уходит в более сегментированное. Если зритель хочет посмотреть комедию, ему уже не нужно знакомиться с программой передач какого-либо канала и искать, в какое время покажут смешной фильм, поскольку существуют специализированные комедийные каналы. Одна из основных тенденций сейчас – спрос на сериалы. Мы наблюдаем существенный приток аудитории на каналах, которые их показывают.

Нужно активно работать над информационной безопасностью

В прошлом году индустрия спутникового вещания столкнулась с беспрецедентным давлением, связанным с нестабильной геополитической ситуацией. Были и подмены сигнала, и его глушение: страдала вся четверка спутниковых операторов («Триколор ТВ», «НТВ-плюс», «Орион» и ТВ от МТС. – «Ведомости»). Сейчас вопросам информационной безопасности уделяется особое внимание.

Так, летом 2024 г. в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает обязанность операторов платного телевидения защищать свой контент российскими системами защиты. О содержании этого документа много дискутируют в профессиональной среде, отношение к нему разное. Мы считаем, что активная работа в направлении защиты информации очень важна. Существуют большие риски того, что мировые технологические гиганты, такие как Apple, Microsoft, Google, приостановят в России работу системы удаленного доступа к своим ресурсам. А многие отечественные операторы сейчас работают с сервисами этих компаний.

В качестве аналогии в пример можно привести банковскую сферу: всего несколько лет назад сложно было представить, что в ближайшем будущем станет невозможным платить на кассе в магазине с помощью Iphone, а также пользоваться рядом приложений на нем. В ситуации реализации такого сценария для телекома проиграют все участники рынка. Плохо будет и операторам платного телевидения, у которого контент окажется в открытом доступе, и производителям самого контента, инвестирующим в него огромные деньги, зачастую используя и грантовые средства, которые предоставляет государство, например, через Институт развития интернета (ИРИ).

Телекоммуникации – это целая экосистема, в которую вовлечены не только представители первого и второго мультиплексов и медиахолдингов, но и производители оборудования, и разработчики программного обеспечения, и операторы связи, которые доставляют контент. Поэтому для разработки общей концепции телевещания необходима дискуссия, в который участвуют все стороны. При этом особенно важно взаимодействие с государством.

Сегодня есть ряд ограничений относительно контента – запрет на пропаганду ЛГБТ (организация признана экстремистской и запрещена в РФ), наркотиков и т. д. Отметим, что участники рынка телекоммуникаций поддерживают инициативы по защите традиционных ценностей общества. Но при этом большое количество законопроектов и законодательных инициатив, готовящихся или вступивших в силу, накладывают огромную нагрузку на бизнес в части трудозатрат. Для фильтрации информации компаниям необходимы дополнительные ресурсы – чтобы круглосуточно просматривать контент, нужна целая команда сотрудников. При этом отсутствуют четкие критерии отнесения того или иного кейса к запрещенному.

Мы благодарны регуляторам за предоставленную возможность перестроить свои бизнес-процессы в течение определенного переходного периода. Например, в этом году принят закон о запрете пропаганды потребления наркотиков, но вступает в силу он только в сентябре 2025 г. То есть у нас есть год, чтобы подготовиться. Однако под документ еще нет нормативной базы, ее только предстоит разработать, и крайне важно, чтобы компании понимали, о чем будет идти речь, еще на этапе разработки регуляторных мер. Это даст шанс успеть проанализировать собственную библиотеку на предмет возможного несоответствия вводимым нормам.

Авторы – Алексей Никитин (директор по маркетингу, «Триколор») и Владимир Трунов (директор по работе с органами государственной власти компании «Триколор»)