Анна Кулашова: «ИИ стал органичной частью решений по кибербезопасности»

Вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и СНГ о трендах на рынке IT и информационной безопасности
Вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анна Кулашова
Вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анна Кулашова /Пресс-служба «Лаборатории Касперского»

По оценкам Ассоциации разработчиков программных продуктов, рынок IT в России на 2024 г. составил свыше 5,5 трлн руб., на нем работает более 200 000 компаний, тогда как еще два года назад эти цифры были вдвое меньше. Вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анна Кулашова рассказала «Ведомости. Технологии и инновации», что обеспечивает рынку такой рост, какие проблемы существуют и что можно ожидать от IT-рынка в ближайшем будущем.

– Какие боли и приоритеты вы сейчас наблюдаете у российских компаний с точки зрения IT?

– Сейчас есть три сложности, которые актуальны для каждой компании: дефицит кадров, усложнение ландшафта киберугроз и необходимость завершить внедрение средств защиты в соответствии с нормами законодательства. Срок, отведенный по последнему пункту, – 2025 год, и он уже не за горами.

В последние месяцы мы видим, что многим компаниям сложно разобраться, какие требования относятся именно к ним. Мы консультируем по вопросам, связанным с защитными инструментами, которые необходимо внедрить, а также создали регуляторный хаб, где делимся знаниями и опытом в этой области, помогаем разобраться в нормативных документах.

Необходимость усиления защитных мер не случайна. В этом году с кибератаками столкнулись уже почти 60% пользователей в России. Инциденты приводят и к утечкам данных, и к сбоям, и к необходимости оперативно восстанавливать системы и операционные процессы.

Когда речь идет про бизнес, то все чаще злоумышленники используют ошибки сотрудников компаний. Атакующие стремятся проникнуть в организации с помощью фишинга, социальной инженерии, воспользовавшись слабыми паролями или уязвимостями в необновленном ПО. Это держит индустрию в тонусе. Сейчас существует множество защитных технологий, которые позволяют обнаружить инцидент на ранних стадиях, но и к кадрам предъявляется все больше требований.

Анна Кулашова

вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ
1993
начала карьеру в компаниях «Лит» и «Эмерсон»
2005
присоединилась к российскому подразделению Microsoft, где занимала различные руководящие должности, в том числе директора департамента по работе с крупными организациями и партнерами. В течение 10 лет была членом совета директоров Microsoft в России.
2022
работает в «Лаборатории Касперского» управляющим директором в России и странах СНГ.
2024
становится вице-президентом компании по развитию бизнеса в России и странах СНГ.

Отдельно стоит упомянуть телефонное мошенничество. По данным приложения Kaspersky Who Calls, в III квартале 2024 г. доля российских пользователей, которые получали звонки с подозрением на мошенничество, выросла на 26 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составила 54%. Примечательно, что сегодня телефонные мошенники используют не только приемы социальной инженерии, но и различные троянцы. Некоторые пользователи считают, что защитное решение не обязательно должно стоять на мобильном устройстве, а между тем количество атак на владельцев Android-устройств в России также выросло – в 2,5 раза за восемь месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2023 г.

– Сейчас многие IT-компании, чтобы привлечь молодежь, сотрудничают с учебными учреждениями: проводят хакатоны и создают в вузах собственные лаборатории, идут в техникумы и школы. Что из этого делает «Лаборатория Касперского»‎?

– Все перечисленное. Но сложность в другом – весь рынок говорит о дефиците кадров, но мало кто хочет их учить и растить. Всем нужны готовые специалисты уровня middle (с опытом работы два–четыре года. – «Ведомости. Инновации и технологии»). Другой момент – даже если человек хорошо учился в университете, без реального опыта работы ему будет сложно адаптироваться в компании. Именно поэтому в «Лаборатории Касперского» уже почти 10 лет существует программа стажировок, которая называется SafeBoard. Через нее прошло более 600 человек, из которых половина продолжает работать в компании на разных позициях. Некоторые теперь даже сами ищут себе стажеров в команду через эту же программу.

Мы предлагаем стажерам конкурентоспособные зарплаты и возможность учиться у лучших экспертов отрасли по десяткам различных направлений, включая анализ данных, исследование угроз, разработку, тестирование и многое другое.

– Вы ранее обозначили как проблему вступление с 1 января 2025 г. в силу указа президента № 250, по которому российские компании (объекты КИИ и ряд других) больше не могут использовать средства защиты, произведенные в недружественных странах. Насколько российский ИБ-рынок готов к переходу?

– Отрасль хорошо подготовилась к вступлению в силу этого документа. И ИБ-рынок в целом, и «Лаборатория Касперского» в частности могут предоставить заказчикам необходимые решения для обеспечения безопасной и бесперебойной работы.

В последнее время мы видим особый интерес не только к традиционным решениям для защиты компьютеров, серверов и других конечных устройств, но и к решениям класса SIEM (позволяют анализировать информацию, собранную из различных источников для раннего обнаружения инцидентов) и EDR (помогают обнаружить вредоносную активность на конечных точках, в частности подключенных к сети рабочих станциях, серверах). Важно, что необходимость такого комплексного подхода осознали руководители среднего бизнеса. Правда, их больше привлекает возможность установить все необходимые решения «из одной коробки», например с Kaspersky Smart (16+), и не задумываться о совместимости.

Компании с высоким уровнем кибербезопасности планируют внедрять и более специализированные решения, например для построения распределенных сетей, защиты мобильных устройств и управления корпоративной мобильностью, а также контейнерной инфраструктуры.

При этом есть ряд средств защиты, с импортозамещением которых были сложности и которые до сих пор в дефиците. К ним относятся программно-аппаратные продукты, прежде всего решения в области современных межсетевых экранов – так называемых NGFW (межсетевой экран следующего поколения, защищает системы от внешних атак). Конечно, большинство отечественных лидеров работают над представлением такого класса решений. Мы представили собственный NGFW в сентябре.

– Сейчас бизнес активно переходит с Windows на Linux. Не рождает ли смена операционной системы (ОС) новые риски?

– Любые переходы и миграции – это определенный риск. Тренд по переходу на отечественные ОС, в основе большинства которых лежит концепция систем с открытым кодом, т. е. Linux, будет нарастать. У этих ОС есть как преимущества, так и недостатки.

Долгое время считалось, что Linux – операционная система, у которой нет проблем с хакерскими атаками. Якобы она либо суперустойчива к ним, либо неинтересна злоумышленникам. Но как только начинается массовый переход на ОС, картина меняется. Недавние исследования показали рост числа атак на эту операционную систему в I квартале 2024 г. на 126% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты также обнаружили множество новых видов вредоносных программ, ранее написанных под Windows и адаптированных для Linux. Учитывая активное внедрение этой ОС в различных сферах, включая интернет вещей, важно уделять внимание безопасности и регулярно обновлять программное обеспечение.

– Как развивается ваша собственная ОС?

– Мы уже давно разрабатываем собственную операционную систему – KasperskyOS. Мы можем предложить рынку тонкие клиенты Kaspersky Thin Client версии 2.0, которая вышла недавно. Эта система основана на концепции кибериммунитета и обеспечивает безопасный удаленный доступ к рабочему месту без использования дополнительных защитных средств. Она может широко применяться в государственных организациях, финансовом секторе, энергетике, складской логистике, розничной торговле и здравоохранении.

Второй класс устройств, использующих KasperskyOS, – шлюзы. Это устройства, с помощью которых можно подключать промышленное оборудование, автоматизированные комплексы, мониторинг объектов с различными системами визуализации, обработки, хранения данных по протоколам. Кроме того, мы изучаем возможности создания мобильных устройств на базе KasperskyOS. Пока мы сосредоточены на том, чтобы эти устройства могли использоваться в областях, где требуется высокий уровень безопасности связи, защита данных. Думаю, эти решения могут быть актуальны прежде всего для промышленности, логистики.

– Еще один тренд – миграция в облака. Все больше компаний предпочитают виртуальную инфраструктуру, используют технологии контейнеризации. Как вы оцениваете уровень безопасности этих технологий?

– Тренд действительно устойчивый, он означает переход от крупных вложений в собственную инфраструктуру к передаче части функций на аутсорс. Бизнес использует облака и для снижения расходов, и для получения доступа к новым технологиям, а также чтобы не решать проблемы с закупкой оборудования. Российские компании сравнительно недавно начали переносить свои сервисы из локальных в облачные инфраструктуры, и государство активно способствует этому процессу.

Один из основных рисков при использовании облачных сервисов связан с особенностями облачной среды. В традиционной инфраструктуре защита периметра – основа кибербезопасности. В облаке же это понятие размыто. Кроме того, при масштабировании облаков и развертывании нескольких рабочих нагрузок или рабочих станций из одного и того же шаблона сложно обеспечить такую же защиту, как в классической инфраструктуре. Поэтому здесь нужны специализированные решения.

– Сейчас почти каждая компания говорит об использовании технологий искусственного интеллекта (ИИ). ИИ – это уже стандарт в IT, без которого невозможно?

– Да, так и есть. В «Лаборатории Касперского» технологии машинного обучения используются уже почти 20 лет, сейчас у нас в портфеле десятки продуктов, во многих из них используются технологии машинного обучения. Каждый день наши решения обнаруживают около 411 000 новых уникальных вредоносных файлов, 99% обрабатывается автоматизированными системами. У нас более 100 патентов в области ИИ, и мы продолжаем активно развивать это направление. Инструменты ИИ стал органичной частью решений по кибербезопасности.

– На российский бизнес идет серьезное санкционное давление. Например, санкции США были введены сначала в виде экспортных ограничений на решения «Лаборатории Касперского», потом и топ-менеджмент компании попал в SDN (Specially Designated Nationals List – специальный черный список лиц). Вы просчитывали вероятность введения санкций и что для вас изменилось после?

– Компания не под санкциями США, как и ее генеральный директор. Текущие ограничения, конечно, неприятная история, но любая российская компания должна принимать во внимание подобные риски при создании долгосрочных программ и стратегий. У нас есть многолетний план развития, и турбулентность незначительно повлияет на наш путь.

Мы активно сотрудничаем с партнерами и клиентами по всему миру и сосредоточены на тех регионах, где видим наибольший потенциал для развития, включая Ближний Восток, Латинскую Америку, Азию. Там потребность в кибербезопасности увеличивается. По итогам 2023 г. в регионах Ближнего Востока рост составил около 20%, а в Латинской Америке – 22%.

– В чем вы видите точки роста российского IT на ближайшие годы?

– Будет продолжаться цифровизация, поскольку она повышает эффективность работы предприятий. Однако любая цифровизация увеличивает поверхность атак и привлекает больше злоумышленников. Наша задача – обеспечить технологическое лидерство и помочь пользователям и бизнесу повысить киберграмотность, защитить конфиденциальные данные и предоставить инструменты для безопасной работы с информацией.