Дмитрий Самоходкин: Как выстроить бизнес на цифровой «платформе»
Генеральный директор «Самолет 10D» о том, как цифровизация помогает повысить качество стройкиГруппа «Самолет» за 12 лет превратилась из «просто» строительной компании в экосистему с собственным банком, цифровой платформой и сетью офисов услуг в сфере недвижимости. Работа над цифровой платформой 10D началась с 2019 г., в 2024 г. она «вышла в свет». О том, как сподвигнуть айтишников и девелоперов говорить на одном языке и почему искусственный интеллект одинаково хорошо оптимизирует и строительный бизнес, и завод по переработке лососевых рыб, «Ведомости. Технологиям» рассказал Дмитрий Самоходкин, генеральный директор «Самолет 10D».
– Когда мы смотрим на софт, мы понимаем, насколько он важен в жизни каждого девелопера. В «Самолете» сейчас работает 1500 айтишников (это 15% персонала), в 2019 г. в группе была образована отдельная цифровая компания – «Самолет 10D», она является разработчиком и вендором программного обеспечения. Последнее «служит» и девелоперам, предлагая им решения для оптимизации затрат и повышения эффективности на любом этапе строительного цикла, и потребителям – чтобы те, купив у застройщика квартиру, получили вместе с ней ту самую комфортную среду, о которой мы говорим уже не первый год.
Мы видим, как меняется девелоперский рынок: раньше на подготовку мастер-плана уходили месяцы, сейчас – при помощи цифровых инструментов – все делается за неделю. Это значит, что «на старте» застройщик может не заниматься бумагами, а больше времени уделить архитектурной проработке проекта, подумать, как сделать его лучше.
– «Самолет» совершил большой рывок. Группа в начале 2010-х гг. и сейчас –это две разных компании и разные продукты. У нас появилась премиальная линейка Samolet Select. Но главное – мы думаем над тем, какие решения из высоких классов жилья можно перенести в экономсегмент. Нашими стратегическими партнерами стали несколько сильных архитектурных студий. Кроме того, мы часто прибегаем к формату открытых архитектурных конкурсов, чтобы получить лучшее предложение. Но хотя архитектура и важна, главная задача «Самолет 10D» – это оптимизация и ускорение стройки. Стройка длится не один год, прогнозные модели строятся исходя из текущей ситуации. Цифровизация и новые технологии помогают увеличить маржу, не теряя в качестве.
– Наша платформа занимается сценарным моделированием. Это такой Construction Copilot (англ. – «строительный искусственный интеллект»), который сам генерирует приоритетные задачи, формирует сметы и т. д. Исходя из этого «рисует» девелоперу картину стройки. Из прикладных вещей: например, он может рассчитать изменение стоимости стройматериалов и рекомендовать не покупать арматуру и бетон в этом месяце, а отложить на следующий. Группе «Самолет» такие рекомендации помогли в прошлом году сэкономить миллиард рублей на закупках.
Мы видим, что ряд решений искусственный интеллект (ИИ) принимает лучше человека. Повышается качество управления рабочей силой, увеличивается ее КПД до 80–85%. Это на 20–25% больше, чем у конкурирующих с нами организаций.
– Снижает себестоимость стройки, улучшает ее качество и повышает престиж строительного бизнеса в глазах молодежи.
– Если посмотреть, куда хотели бы пойти работать сегодняшние студенты, то, если не брать ответы «в айтишники и блогеры», банкинг или крупные промышленные предприятия сейчас популярнее. Стройка в глазах молодежи – это грязно, холодно и тяжело. А мы ломаем эти стереотипы.
– Мы сделали большое исследование: опросили более 200 девелоперских компаний из разных сегментов и регионов. Самая большая проблема в «продвижении» цифровизации: айтишники и собственники компаний говорят на разных языках. Директора по цифровизации, пропагандируя прогрессивные технологии, уверяют, что с ними все будет «прозрачным», они облегчат и сделают удобным коммуникацию между бизнес-единицами. А владельца в первую очередь волнует, какие деньги он должен вложить сейчас и что он получит в четко определенной перспективе. И на рынке складывается мнение, что цифровизация – это долго, дорого и с непонятным эффектом. Мы доказываем, что это не так. Даже с учетом регулярных затрат на обновление систем.
А еще все ошибки и реальная загрузка каждого работника будут видны.
– Наша платформа помогает не только показать недочеты, но и системно их исправить. Как правило, вендора никто не допускает в финансовую и т. п. отчетность.
Но мы, через анализ ограниченного пула операций и с соблюдением конфиденциальности, выявляем процессы, которые можно сделать более эффективными.
Например, этап контроля качества. Сотрудники, которые осуществляют технадзор, всегда жалуются на высокую загруженность. Но мы выяснили, что собственно на стройке они проводят примерно 20% рабочего времени. Все остальное время они находятся в штабе строительства, заполняют бумаги и строчат смс-ки подрядчикам, чтобы те исправили выявленные недостатки. Так вот: при помощи нашей платформы (она устанавливается как приложение на телефон) они могут заполнять отчеты уже в ходе проверки на стройке. Более того, система имеет функцию автозаполнения, что высвобождает время на контроль за исправлением недочетов.
Другой пример: на стройке масса документации, она постоянно обновляется-дополняется. И проектные команды тратят порой неделю, чтобы понять, какому подрядчику какую часть этой документации отправить, чтобы не раскрывать коммерческую тайну, но получить нужный результат.
– Искусственный интеллект таких ошибок не сделает и «превратит» неделю в полчаса. Плюс бонус от нашей платформы: она дает возможность сразу подписать документ электронной подписью, и подрядчик уже будет нести полную ответственность за просчеты.
– И так, и так. Хотя говорят, что «лоскутная цифровизация» – это зло, но невозможно внедрить всё и сразу. Мы предлагаем начать с простых решений: например, с контроля закупок. На самом деле, выбор направления для «оцифровки» делает либо собственник бизнеса, либо какой-то из его активных директоров. Если активен директор по закупкам – начинаем с них, директор по безопасности – внедряем решения, которые помогают держать всё под контролем. Акционеры, как правило, хотят следить за стройкой. Для последнего достаточно видеокамер и «объединяющей» их цифровой аналитики. Проще всего внедрять решения, помогающие осуществлять контроль качества стройки и контроль пропускного режима.
– Есть общая для всех проблема: сколько времени сотрудник готов потратить на оцифровку его работы. К примеру, понадобится тому же технадзору три минуты или 30 секунд, чтобы внести необходимые данные в программу. Каков тот временной отрезок, превышение которого заставит его либо принять, либо отказаться от «нововведения»? Мы очень тщательно это отслеживаем.
А что касается разницы восприятия: тут все зависит от конкретного застройщика. Наши цифровые продукты предлагают как базовые решения, так и подстраиваются под стандарты компании и регуляторику каждого конкретного региона.
– Да, самое сложное – спроектировать «стул», то есть разработать базовые решения. Дальше – уже донастройка. Про уникальность: мы сейчас внедряем наш софт на завод по переработке лососевых рыб одного крупного производителя.
– На самом деле, разницы никакой: цифровая платформа может одинаково хорошо оптимизировать как девелоперский бизнес, так и любой другой.
Мы продолжаем работать над углублением портфеля цифровых решений для девелопмента и одновременно думаем над расширением функционала для других отраслей.
– Запрос, скажем так, еще формируется, нам приходится быть некими амбассадорами. Как показывает наша практика, 30% купленного софта вообще не используется. Где-то управленческое решение (читай – саботаж), где-то недостаток специалистов, которых можно обучить. Но если компания заинтересована в оптимизации, то она заинтересована и в аудите своего бизнеса, и в правильном внедрении передовых технологий. А для нас ключевым является безопасность данных клиентов и постпродажное консалтинговое обслуживание: обучить, объяснить. Это необходимо, чтобы получить реальный эффект.