Игорь Маслов: «У нас нет сверхцели окупить платформу за счет внешних пользователей»

Директор разработки базовых технологий и инженерных практик «Тинькофф» Игорь Маслов о том, зачем нужна платформа для мониторинга и анализа работы ИТ-систем
Пресс-служба «Тинькофф»
Пресс-служба «Тинькофф»

Компании, которым важно качество сервиса, внедряют в том числе так называемые платформы наблюдаемости (observability platform). Они позволяют в режиме реального времени мониторить состояние систем, анализировать большие объемы разнородных данных и определять, где может возникнуть проблема. Директор разработки базовых технологий и инженерных практик «Тинькофф» Игорь Маслов рассказал «Ведомости. Инновации и технологии», для чего «Тинькофф» в 2019 г. решил разработать и внедрить такую платформу и почему в 2023 г. было принято решение предложить продукт рынку.

– Летом 2023 г. «Тинькофф» объявил, что сделал свою платформу Sage для мониторинга и анализа работы ИТ-систем и бизнес-процессов (full-stack observability платформу) доступной для других компаний. Для чего такие платформы нужны современным компаниям?

– Классическая задача таких платформ – создание понятного, прозрачного и контролируемого бизнеса. Например, в «Тинькофф» мы с ее помощью собираем в реальном времени и обрабатываем большие объемы данных – информацию обо всех процессах, системах, событиях, которые случаются в рамках экосистемы, объединяющей банк, онлайн-брокера, мобильного оператора и другие сервисы.

Подобная аналитика в итоге позволяет принимать решения на основе данных и улучшать качество сервиса. При этом «Тинькофф» – это группа компаний, и поэтому наша платформа при использовании в банке дает возможность оценить качество сервиса, в мобильном операторе – качество сети и т. д. Опыт использования Sage в группе – большой плюс для нас: как для создателя продукта, так и для вендора. Мы можем экспериментировать внутри и понимать, какие сценарии могут быть реализованы в разных отраслях.

– В каких отраслях нужны платформы, подобные вашей?

– Здесь дело не только в отрасли. Если компания производит цифровой продукт или продукт, оставляющий большой цифровой след, то платформа поможет оптимизировать процессы и поддерживать работоспособность компании. Например, в электронной коммерции оцифрованы остатки на складе, витрина интернет-магазина, заказы. Платформа поможет отследить всю цепочку движения товара, обращения пользователей и т. д. На основании полученной аналитики бизнес увидит, какие процессы необходимо изменить для улучшения сервиса. В финтехкомпаниях, банках например, также есть цифровые продукты с большим цифровым следом.

– Насколько популярны подобные платформы в России и в мире? Например, Gartner прогнозирует, что к 2024 г. 30% предприятий будут их использовать. Это реальные цифры для мировой экономики? А для нашей страны?

– В мире действительно растет популярность observability-платформ, и потому оценки в 30–40% на ближайшее будущее вполне реальны – их использование необходимо, чтобы создавать конкурентные продукты. Если же говорить о России, то тут ситуация иная – отечественный бизнес в этом плане отстает от мирового на 2–3 года, и потому в нашей стране сейчас использует observability-платформы лишь порядка 5% компаний. Мы видим рост спроса на эти решения, но пока показателя в 30% не достичь.

– Как себя чувствует российский рынок после ухода иностранных игроков -- например, Splunk, Cisco Full Stack Observability, Acceldata, Dynatrace и др.? Как сейчас распределены силы?

– До 2022 г. на долю иностранных игроков приходилось примерно 80–90% рынка observability-платформ, их продукты покрывали множество сценариев. Российских коммерческих продуктов фактически не было. Поэтому сейчас, после ухода иностранцев, российский рынок только формируется, лидирующих вендоров пока нет.

– Насколько я понимаю, банк создал свою платформу в 2019 г., когда еще были доступны иностранные решения. Зачем?

– Банк достаточно долго использовал observability-платформу иностранного вендора, который внезапно покинул Россию в феврале 2019 г. Для нас же это решение было очень важно, но найти замену среди предлагаемых на рынке платформ, в том числе западных вендоров и open source (с открытым исходным кодом) решений, не удавалось – не хватало либо функциональности, либо масштаба. В итоге мы приняли решение инвестировать в разработку собственной observability-платформы как внутреннего продукта, причем не только для мониторинга и сбора информации о технических системах, но и для анализа различных бизнес-показателей.

– Как появилась идея из платформы для внутреннего пользования сделать продукт на продажу?

– Создав Sage, мы стали рассказывать о ней на различных IT-конференциях участникам рынка. После выступлений к нам часто обращались коллеги, которые хотели посмотреть на платформу, а потом, возможно, и купить. И когда мы провели успешные пилоты в нескольких финтехкомпаниях и получили ряд заявок на продажу платформы, появилась идея сделать из нее коммерческий продукт.

– Разработка подобных платформ – это не только технологически сложно, но и очень дорого. Каков бизнес-эффект от продажи Sage сторонним игрокам?

– Платформу мы делали для себя, у нас не было и нет сверхцели окупать Sage за счет внешних клиентов. С точки зрения задач группы «Тинькофф» платформа уже давно себя окупила. Предлагая продукт рынку и конкурируя с другими вендорами observability-платформ, мы делаем Sage лучше, и в этом наша главная выгода.

– Считали ли вы, когда отобьются инвестиции в покупку платформы у ваших клиентов?

– У тех компаний, которые внедряют наше решение, затраты окупятся быстро – примерно за год, поскольку при внедрении платформы существенную часть работ мы берем на себя.

– Какие основные отличия Sage от других платформ? Ну кроме того что у вас есть опыт использования платформы в разных отраслях на примере компаний группы «Тинькофф».

– Платформа может достаточно хорошо кастомизироваться для пользователей, которые захотят реализовать свои задумки и идеи, создать сценарии, не предусмотренные разработчиком. Даже если это будут компании их тех отраслей, в которых наше решение еще не пилотировали и бизнес-процессы которых нам незнакомы.

– Есть ли планы по продвижению платформы за рубежом?

– В ближайшее время – нет. В какой-то момент мы активно думали о зарубежной экспансии, так как чувствуем, что можем побороться даже с иностранными вендорами за определенную долю рынка. Но на сегодняшний день мы решили сфокусироваться на внутреннем рынке, пробуем сначала стать лидерами здесь. Иностранная экспансия – следующий шаг.

– Sage – это же не облачное решение? Почему была выбрана именно такая архитектура?

– Все верно, платформа устанавливается и используется во внутреннем контуре заказчика. Перед выбором архитектуры продукта на продажу мы общались с потенциальными клиентами – банками, страховщиками, операторами связи. И все они склонялись к тому, чтобы чувствительные данные хранились внутри компании – это и безопаснее, и не противоречит требованиям регулятора. В будущем для закрытия потребности малого и среднего бизнеса и тех организаций, которые предпочитают облачную инфраструктуру, планируем сделать также облачное решение, которое будет гибче в плане цены и с которым не потребуется администрирования платформы со стороны заказчика.

– Какие пиковые нагрузки выдерживает платформа? Какая средняя нагрузка?

– Работу платформы характеризует множество цифр и параметров. Чтобы не пугать вас огромным массивом информации, приведу наиболее показательные цифры: в «Тинькофф» мы храним до нескольких сотен террабайт данных в день, обрабатываем десятки тысяч различных событий в системе.

– Логи и в целом телеметрия могут содержать много чувствительной информации. Как обеспечивается кибербезопасность?

– На уровне ядра система позволяет делать множество доступов и ролей, ограничивающих доступы к определенным данным определенных пользователей. Например, возьмем менеджера банка, занимающегося выдачей кредитных карт. Он может написать запрос в платформу, чтобы получить информацию о времени общения клиентов с представителями банка, поскольку, если процесс выдачи кредитных карт затягивается, значит, есть какие-то проблемы в коммуникации. Если менеджер захочет получить информацию о других процессах, не связанных с его работой, то может запросить право доступа к этой информации. У зампреда правления банка, например, уровень доступа практически не ограничен.

– Зампреды используют платформу?

– Да, и достаточно активно, поскольку Sage помогает им увидеть, как работает бизнес в режиме реального времени.

Но вернемся к вопросам безопасности. Sage умеет маскировать чувствительные данные, которые пользователям с тем или иным уровнем доступа не нужны. Также система умеет проводить выборочные проверки и отправлять специалистам по информационной безопасности отчеты, какие данные нужно удалить, маскировать и т. д. При этом активно применяется ML (Machine Learning, машинное обучение – методики анализа данных, которые позволяют аналитической системе обучаться в ходе решения множества сходных задач. – «Ведомости. Инновации и технологии»).

– ML помогает в обеспечении кибербезопасности платформы?

– Конечно. ML используется в том числе для выявления чувствительных данных, аномалий – для нас важно, чтобы системы оповещали не только о нештатных ситуациях, но и о любых отклонениях, были проактивными.

Но есть еще одна сфера применения ML – помощь людям в использовании Sage. Мы сделали и пилотируем робота-ассистента, который работает на базе языковых GPT-моделей и помогает переводить запросы с человеческого языка на машинный. Именно ML позволит ассистенту самосовершенствоваться, меняться в соответствии с запросами пользователей.

– Ваше решение сертифицировано Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) для работы с персональными данными?

– Сертификация у нас в планах есть, но сама процедура сертификации – процесс достаточно бюрократический и весьма длительный. Наша главная цель на сегодняшний день – попасть в реестр отечественного ПО. После займемся уже сертификацией ФСТЭК.

– Как вы обеспечили отказоустойчивость?

– Для нас отказоустойчивость – главное требование для всех систем «Тинькофф», и Sage не является исключением. Это платформа без единой точки отказа, системы все задублированы, данные хранятся в разных дата-центрах. Все это в комплексе позволяет обеспечить бесперебойную работу.

– Правильно ли я поняла, что Sage – решение лишь для очень крупных игроков, так как это дорогой продукт?

– Ни в коем случае. Разработка observability-платформы такого уровня и масштаба – дорогое удовольствие, плюс от вендора требуется высокий уровень технологичности. Но для пользователя она не будет недоступной роскошью – ценовая политика у нас очень гибкая и зависит от размера инсталляции. Кроме того, мы предлагаем даже бесплатную версию, которую можно скачать и использовать до определенного объема данных, а затем перейти на коммерческую лицензию, если понравится. Небольшие же игроки могут продолжать пользоваться платформой бесплатно.

– На недавнем SOC-форуме (форум по кибербезопасности) эксперты отмечали, что в большинстве своем решения российских компаний, являющиеся импортозамещением продуктов иностранных вендоров, обходятся отечественному бизнесу существенно дороже покинувших страну аналогов. Вы тоже дороже?

– Мы дешевле и иностранных платформ, и конкурентов, так как мы не ставили и не ставим перед собой задачу зарабатывать сверхприбыль. Наша цель – не заработать на сложившейся ситуации, а увеличить эффективность наших клиентов. Растут они – растем и мы.